Лекции по легкой непоследовательности События

Лекции по легкой непоследовательности

В Переделкине состоялась презентация цифрового альбома «Лекции по русской литературе», выпущенного «фирмой Мелодия»

Летом прошлого года в легендарном городке писателей поселились четверо композиторов – победители проекта «Лекции по русской литературе». Конкурс заключался в соревновании идей будущих сочинений, так что на момент пребывания участников в Переделкине их пьесы, посвященные местным литераторам и вдохновленные их текстами, находились в стадии зарождения. В Доме творчества, в этом «пионерском лагере для творческих и научных работников», как выразилась одна из резиденток, композиторы жили неделю: общались друг с другом, с писателями и переводчиками, исследовали культурный и природный ландшафт поселка и писали музыку. Спустя год фирма «Мелодия» совместно с Союзом композиторов России выпустила цифровое издание с сочинениями Алины Мухаметрахимовой, Венедикта Пеунова, Ольги Раевой и Варвары Чураковой. Презентация альбома прошла на днях там же, рядом с Домом творчества, в новом ресторане «Библиотека».

Название проекта отсылает к одноименным набоковским лекциям. Вообще, Набоков музыку недолюбливал и считал ее «более примитивным, более животным видом искусства, чем литература и живопись». Вот что вспоминал сын писателя, переводчик и оперный певец Дмитрий Набоков: «Отец говорил, что больше всего ненавидит в жизни агрессию, жестокость, глупость, грязь и бессмысленный музыкальный фон». Но были и редкие исключения, например, «Борис» и «Кармен». В этих операх, по мнению Набокова, либреттисты и композиторы выражали уважение к автору. Можно сказать, что, взявшись за литературные тексты, участники проекта использовали «последний шанс», данный Набоковым музыке.

Начиная с названия, в «Лекциях» есть легкая непоследовательность, которая, впрочем, им только идет. Нет ничего унылее, чем лобовое столкновение слова и музыки, когда одно последовательно иллюстрирует другое, а все вместе складывается в предсказуемую историю. Попробуй поживи неделю рядом с дачами Пастернака, Чуковского и Заболоцкого, а еще рука об руку с ныне пишущими авторами и не устрой после такого литературно-музыкальную композицию. Но «Лекции» не про это. Например, в пьесе  Венедикта Пеунова, вдохновленной «Мойдодыром» Корнея Чуковского, только трехкратное «Чист» и гремящие раковины, оказавшиеся под рукой у композитора во время пребывания в Доме творчества, выдают литературный источник. В основе пьесы Алины Мухаметрахимовой «Шесть слов» цитата из романа «Два капитана» Вениамина Каверина – слова «кура, седло, ящик, вьюга, пьют, Абрам», которым доктор Иван Иванович научил главного героя романа немого мальчика Саню Григорьева. В полностью инструментальном сочинении Ольги Раевой Le voilier («Лодка») скрипка, виолончель и фортепиано словно высвечивают тенденцию поэзии к невербальности так, что звукопись Валентина Катаева превращается в звуковую картину. «Расплеснутое время» Варвары Чураковой, посвященное дню ареста писателя Бориса Пильняка в Переделкине, в целом тоже ориентируется на законы музыки, заложенные в прозе автора.

Записал все это ансамбль Contemporary Music Company (CMC) – коллектив, в определенном смысле снова непоследовательный: независимый, практикующий горизонтальные связи между музыкантами, когда все решения по части репертуара принимаются не последовательно «сверху», а сообща. И даже презентация диска прошла не по регламенту тяжеловесного пиара: прозвучало немного музыки в записи, выступили пара композиторов из четырех, а из музыкантов – лидер СМС виолончелист Илья Рубинштейн – и все, в общем-то, красиво сложилось. Наверное, всем нам нужны лекции по легкой непоследовательности.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии