Новый Иерусалим распахнет ворота Скрябину

11.07.2022
Новый Иерусалим  распахнет ворота Скрябину

С 14 по 17 июля в подмосковной Истре пройдет V Музыкальный open-air фестиваль «Лето. Музыка. Музей». Организаторы проекта держат курс на исполнение серьезных, глубоких произведений, на концептуальные программы и приглашение исполнителей мирового уровня. в музее «Новый Иерусалим» состоятся шесть концертов: четыре больших симфонических вечера в открытом атриуме и две камерные программы в зале.

В этом году фестиваль посвящен крупной музыкальной дате: 150-летию со дня рождения Александра Николаевича Скрябина (1872–1915). Вся программа притягивается к этому имени, но не ограничивается им.

На концерте-открытии 14 июля прозвучит поэма «Прометей». Она будет исполнена так, как ее задумывал автор, – с партией света (Luce). Тему скрябинской «Поэмы огня» ретроспективно дополнит увертюра к балету «Творения Прометея» Л. ван Бетховена. Также в программе – симфония «Гармония мира» П. Хиндемита. На сцене – Российский национальный оркестр под управлением Александра Рудина. «При безусловном отличии творческой индивидуальности Скрябина и Хиндемита, разности их миропонимания, их личностей как творцов, между “Прометеем” и “Гармонией мира” есть, на мой взгляд, и нечто общее. Оба сочинения проникнуты ощущением космоса, величественности мироздания, оба содержат в своей концепции этико-философскую, если не сказать, религиозную (в широком понимании) составляющую. Образ Прометея, несущего созидательное начало миру, и идея всеобщей мировой гармонии, без которой не жить сегодня современному обществу, – то, что мы хотели бы донести до слушателей», – говорит маэстро.

Партию фортепиано в «Прометее» исполнит Андрей Коробейников: «Для меня “Прометей” – солнце, от которого в следующих опусах расходятся лучи: человеческие и внечеловеческие, темные и светлые. А во главе всего – идея апокалиптического огня и экстаза».

Две программы исполнит постоянный участник фестиваля «Лето. Музыка. Музей» – Государственный академический симфонический России имени Е.Ф. Светланова. Под управлением Дмитрия Юровского прозвучат «Поэма экстаза» (15 июля) и «Божественная поэма» (17 июля). «Это очень разные по форме, но похожие по духовному масштабу произведения, – подчеркивает дирижер. – Они принесли Скрябину мировую известность, хотя по-настоящему оценить этот музыкальный мост между XIX и XX веками удалось через 50–60 лет после смерти Скрябина, после того как мир пережил множество трагедий. Постоянная борьба композитора за эмоциональный баланс и гармонию сделали его музыку навечно актуальной».

Вечер 15 июля начнется с музыки С.В. Рахманинова – ровесника Скрябина, но совершенно отличного от него музыканта, противоположного по природе своего дарования. Прозвучит лирико-романтический Первый фортепианный концерт Рахманинова. Его исполнит Николай Луганский, один из лучших интерпретаторов музыки этого композитора. Также в программе – сюита из оперы «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова.

Концерт 16 июля продолжит тему Рахманинова – Скрябина. Одно из самых монументальных и широких по замыслу произведений – Вторую симфонию Рахманинова зрители услышат после Фортепианного концерта Скрябина. Солистка – Полина Осетинская, необыкновенно тонко чувствующая поэзию скрябинской музыки. Откроет вечер музыка Оливье Мессиана. В его сочинениях нашли отражение теологические идеи и искания, в том числе в «Вознесении», которое прозвучит в программе. Это четыре медитации для симфонического оркестра, в их основе ключевые моменты библейской истории. На сцене – Академический симфонический оркестр Московской филармонии. За пультом будет дирижер Дмитрий Лисс, он отмечает: «Скрябин и Мессиан – очень разные композиторы, но их объединяет вектор мистицизма».

Концерт-закрытие 17 июля добавит не только французскую, но и немецкую линию. В программе – увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера, (творчество которого повлияло на Скрябина) и «Шехеразада» М. Равеля – три поэмы для голоса с оркестром (написаны примерно в одно время с «Божественной поэмой»). Прима заключительного вечера – солистка Большого театра России Анна Аглатова (сопрано).

Дневные камерные программы тоже будут посвящены музыке Скрябина и его современников. 16 июля оркестр Musica Viva сыграет редко исполняемые камерные сочинения. Маэстро Александр Рудин выступит в качестве дирижера и виолончелиста. 17 июля состоится фестиваль в фестивале «Скрябин-пианист», который объединит молодых артистов и признанных мастеров. Фортепианные сочинения исполнят Ева Геворгян и Александр Ключко, только что триумфально выступившие на Международном конкурсе имени С.В. Рахманинова, а также известные музыканты – Андрей Коробейников и Александр Лубянцев.

Все концерты фестиваля будет сопровождать виртуальный ведущий. Им станет Ярослав Тимофеев – музыковед, музыкальный критик, главный редактор журнала «Музыкальная академия», эксперт Московской филармонии.

Организаторы фестиваля: Московская областная филармония и музей «Новый Иерусалим» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры и туризма Московской области. Подробнее о программе фестиваля – на сайте Московской областной филармонии.