Музыка стихов События

Музыка стихов

В Капелле Санкт-Петербурга прошел авторский вечер Сергея Екимова

Этот концерт, кроме смотра творческих достижений известного мэтра, стал также бенефисом Концертного хора «Перезвоны» и его руководителя Ларисы Яруцкой.

«Перезвоны» – один из элитных российских коллективов, о котором иначе как с эпитетами «уникальный», «великолепный» не говорят. Хор Санкт-Петербургской детской школы искусств имени М. И. Глинки ведет свою историю с 2008 года, и первый этап – это кропотливая работа Ларисы Яруцкой с малышами шести-восьми лет, воспитание в них профессионального отношения к делу, развитие слуха, вкуса, что начало затем приносить свои плоды. С 2014 года хор удостоен двенадцати премий Гран-при на всероссийских и международных конкурсах, а также «Перезвоны» – трехкратный обладатель золотых медалей на Всемирных хоровых играх в Сочи.

Что поражает при первом же знакомстве – серьезность подхода Ларисы Яруцкой и в то же время огромная любовь к детям, искреннее желание, чтобы они были лучшими, совершенными в том, что они делают. А ведь школьный хор – это постоянная ротация кадров. «Дети выпускаются, приходят новые. Уже около 40 выпускников хора учатся в музыкальных училищах, Институте культуры или в нашей консерватории, – говорит Лариса Яруцкая. – Но многие, окончив школу, несколько лет еще остаются и продолжают петь в хоре».

Оценить возможности коллектива предоставили сочинения одного из самых востребованных сегодня хоровых композиторов, декана Санкт-Петербургской консерватории Сергея Екимова. Программа была составлена так, чтобы хор предстал во всем разнообразии стилистических, виртуозных и ансамблевых возможностей: «Две молитвы» на стихи Г. Нарекаци и два фрагмента из «Пасхального триптиха» для хора a cappella, «Маленький белый умирающий лебедь» с органом и виолончелью, Концерт для альта и детского хора «Молитвы Преподобному Сергию Радонежскому». Уровень солистов, в числе которых – ректор Санкт-Петербургской консерватории Алексей Васильев, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая, солистка оркестра «Новая Россия» Дарья Филиппенко, – также подтверждает высокую репутацию коллектива и его руководителя.

Лариса Яруцкая

Дирижерский жест Ларисы Яруцкой точен и выразителен, она добивается от юных певцов живой эмоции, убедительных динамических контрастов, безукоризненной интонации в самой сложной фактуре. Это настоящий профессионал, тонко чувствующий музыку, – неудивительно, что многие современные композиторы доверяют ей свои сочинения, посвящают новинки, зная, что найдут в ее лице чуткого, вдохновенного интерпретатора.

Второе отделение открылось циклом, давшим название всему вечеру. «Музыка стихов» была написана Сергеем Екимовым на слова архиепископа Сыктывкарского и Коми-Зырянского Питирима (Волочкова). Получился такой катехизис с яркими музыкальными картинками к важнейшим праздникам и христианским символам: «Покров», «Христос Воскрес!», «Волшебное Рождество», «Божия овечка» и другие. Чистые детские голоса словно лучились божественной радостью, а нарядность звучанию хора придало инструментальное сопровождение оркестра русских народных инструментов «Скоморохи» под управлением Виктора Акуловича и пианистки Марии Абальян. Трогательным штрихом стало участие юных актеров – учащихся театрального отделения ДШИ имени М.И. Глинки Валерии Жидковой и Михаила Мельникова. Поздравляя композитора и вручая ему епархиальную медаль Сыктывкарской и Воркутинской епархии «Трех святителей Герасима, Питирима и Ионы», присутствовавший в зале архиепископ Питирим подчеркнул, что Екимову удалось услышать и тонко передать суть послания свыше. «Как важно обращаться к богу не тогда, когда в нашей жизни происходят катастрофы, а не забывать о нем в повседневности, в суете города. Услышать бога – это очень важно!»

Думается, что эти слова в полной мере можно адресовать и Ларисе Яруцкой, воспитавшей универсальный коллектив, где дети одухотворены и живут в творческом полете, открытые к самым дерзким профессиональным вызовам. Надо было видеть, с каким азартом они исполняли акапельные хоры «Музыкальный дождик» и «Брысь!» – смешные сценки, но написанные современным диссонантным языком, со сложной гармонической вертикалью, синкопированной ритмикой, «расщелканной» дирижером и ее подопечными с элегантной легкостью. И с какой искренностью и простотой прозвучали демократичные мелодии «Марфушиных песенок». Особую праздничную тональность придало участие актера, режиссера, лауреата Премии Москвы Петра Татарицкого, который виртуозно провел этот вечер, элегантно представляя участников и сочинения.

Казалось бы, после такого грандиозного концерта надо устраивать каникулы, но «Перезвоны» в ту же ночь отправились покорять Москву и стали победителями в «Битве хоров» в номинации «Детский академический хор». И в День России выступили в престижном гала на Красной площади вместе со звездами эстрады и оперы.

Яков Дубравин, народный артист России, композитор

Среди руководителей хоровых коллективов России, среди композиторов, пишущих для хора, в педагогическом сообществе музыкальных учебных заведений Лариса Николаевна Яруцкая – заметная, авторитетная, яркая и неординарная личность!

Наше общение начиналось в 1997-1998 годах: я – преподаватель, она – студентка, предмет общения – хоровая аранжировка. Начиная с 2000-х годов, мы коллеги по кафедре академического хора Санкт-Петербургского государственного института культуры. И, наконец, с 2010-х годов, когда уже «зазвучал» в городе и стране детский хор «Перезвоны», наше общение перерастает в творческую дружбу, а хор «Перезвоны» становится непременным участником моих авторских концертов. Лариса Николаевна в сжатые сроки создала и воспитала коллектив, которому подвластна музыка различных стилей и самой невероятной степени сложности. Одна из непостижимых для меня тайн, как удается Ларисе Николаевне привить детям интерес к сложной музыке, и как виртуозно и технически безупречно дети исполняют сочинения Ю. Фалика и С. Слонимского, Р. Щедрина и А. Шнитке, С. Екимова и Е. Подгайца, К. Пендерецкого, А. Пярта и других. Этот феномен еще предстоит осмыслить музыковедам и самым «продвинутым» хормейстерам. Может быть, у нынешнего юного поколения накоплен интонационный опыт предыдущих поколений?!

Как я это понимаю?  Я капелланин с первого послевоенного года, и Хор мальчиков Хорового училища был первым исполнителем оратории Д. Шостаковича «Песнь о лесах» и кантаты С. Прокофьева «На страже мира». Интонационный язык этих сочинений казался нам новым и непривычным. Сегодняшним детям этот музыкальный язык ничуть не сложнее популярных песенок В. Шаинского.

Итак, «Перезвоны» исполняют сложнейшие хоровые партитуры, притом всегда интонационно безупречно, технически совершенно, а главное, с прекрасным пониманием стилистики исполняемой музыки.

Л. Н. Яруцкая, на мой взгляд, уникальный мастер – хормейстер, педагог и воспитатель!  В хоре «Перезвоны» царит безупречная дисциплина, трудолюбие и самоотдача, влюбленность в совместное музицирование – музицирование, скрепленное общим душевным подъемом, общим волнением, общими эмоциями.

Несколько лет назад в приветствии Детско-юношескому Хоровому Чемпионату мира я написал: «Хор – наш надежный помощник вырастить хорошего человека!» А когда эта фраза легла на бумагу, я увидел, что хор и хороший человек – это однокоренные слова.

Хороший человек! Что может быть важнее, чем вырастить, воспитать хорошего человека? Хоровое пение – это духовный иммунитет от многих дурных привычек! Хоровое пение оказывает огромное положительное влияние на нравственное здоровье молодого поколения!

Казалось бы, известные заштампованные фразы. Но, нет! В них главный смысл того, чему отдает все силы и талант Лариса Николаевна Яруцкая!

Некоторое время назад на конференции Учебно-методического центра Лариса Николаевна делала доклад, который назвала «Хор – моя жизнь»! Что тут комментировать?!

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди