Моцарт в гостях у Чайковского События

Моцарт в гостях у Чайковского

В Музее-заповеднике Чайковского в Клину прошел ежегодный концерт с участием ГАСО России имени Светланова

Начало сентября для любого школьника и студента – это всегда тоскливое и непрошеное время года; наступает череда учебных будней, да и погода резко меняется, начинает капризничать. Но для студентов-первокурсников Академического музыкального училища при Московской консерватории в эти дни заготовлен особенный праздник. Еще в 1980 году его придумала легендарная Л. Л. Артынова: в один из первых дней сентября первокурсники и их наставники отправлялись на автобусах в подмосковный Клин. Там их и «причащали» к новой жизни: торжественно вручали студенческие билеты, устраивали концерты, прогулки по одному из лучших мемориальных музеев России в сопровождении старшекурсников. Теплая традиция продолжалась вплоть до 2003 года, а затем на некоторое время прервалась. Возродил обычай в 2012 году бывший воспитанник «Мерзляковки» Владимир Юровский.

И вот уже десятый раз в обряде посвящения участвует ГАСО России, взявший на себя творческую и организационную ношу в этом проекте. В этом году под управлением Дмитрия Юровского. Каждый раз коллектив удивляет новой нестандартной программой. Традиция продолжилась и в этом году, хотя в афише значились имена знаменитейших композиторов – Моцарта и Чайковского. Дмитрий Юровский рассказал о своем выборе произведений: «Когда речь зашла об этом концерте, то захотелось продемонстрировать студентам что-то такое, что можно услышать не каждый день. Ведь Вторая симфония Чайковского звучит достаточно редко. Кроме того, любопытна сама история этого опуса, ведь автор после успешного исполнения сжег партитуру и потом не просто восстанавливал ее по памяти, а писал заново! Самое печальное, что никто не заметил разницы, кроме него. К выбору программы я подходил исключительно с творческой точки зрения, ведь кроме этого у нас в программе есть такое неожиданное произведение, как Концертная симфония для скрипки, альта и виолончели. Первое исполнение в России! Это симфония-концерт для трех сольных инструментов, в которой Моцарт успел написать пятьдесят тактов с полной оркестровкой, а остальные восемьдесят тактов – это сольные отрывки. Поэтому композитору Джеффри Чингу пришлось оркестровать имеющийся материал, а потом делать что-то с двумя оставшимися частями. Получилось интересно».

Каждый любитель классической музыки знает, что Чайковский сочинял Вторую симфонию под впечатлением от украинской природы и украинских народных песен, одну из которых использовал в финале произведения. Кто-то услышит в его исполнении актуальные обертоны… Но маэстро Юровский поясняет: «Я очень люблю Вторую симфонию и не раз играл ее в Европе в последние годы. У Чайковского в каждой симфонии можно найти народные мелодии, и, честно говоря, кто до сих пор сильно задумывался над их принадлежностью: русские, украинские или белорусские эти песни? Сейчас я, конечно, понимаю, что любую географическую привязку можно истолковать превратно. Делать этого не надо, потому что в самом Чайковском живет много разного. Эта программа обсуждалась еще в прошлом году, до всего происходящего сейчас. В ней не стоит искать какие-либо намеки. Я очень не люблю смешивать профессии артиста и политика – это разное».

Нагулявшись по музею-заповеднику, первокурсники вошли в концертный зал в ожидании симфонического чуда. Само звучание Госоркестра сравнимо с настоящим волшебством, но и Концертная симфония – фактически «моцартиана» Джеффри Чинга (берлинского композитора китайского происхождения, родившегося на Филиппинах, получившего образование в США, а гражданство – в Великобритании) – создает необходимую для такого концерта интригу… Начало бойкое: нежное звучание струнных задает общий пульс, игривая и грациозная тема проводится у первых скрипок, с аккуратной и мягкой второй у гобоев и валторны. Это же наш старый добрый Моцарт! По окончании пятидесяти авторских тактов характер музыки немного меняется. Вроде бы все тот же Моцарт, но какой-то нарочито простой и нудный, невыразительный, с преобладанием общих форм движения. Смешением стилей сегодня никого не удивишь, тем не менее каденции солистов проецировали удивление на лица юных мерзляковцев: хроматические вихри пассажей не образовали химии со стилистикой венского композитора, несмотря на уверенную игру всех трех солистов (Алексей Гуляницкий, Антон Хлынов и Максим Тарноруцкий). Вторая часть получилась экспрессивной, отдаленно напоминающей музыку романтиков. Третья показалась бесконечно затянувшейся полькой. После концерта Джеффри Чинг рассказал о своем опусе: «Это произведение действительно очень важно для меня, потому что во время его мировой премьеры мы сотрудничали с Михаилом Юровским. И именно поэтому мне так важно побывать здесь, в его городе, Москве, работая с его сыном Дмитрием. Моцарт оставил лишь фрагмент первой части, но в некоторых своих деталях этот материал очень целостный и завершенный. Похоже, я первым попытался представить сразу три части этой симфонии. Так, вторая часть – это отрывок из Adagio Моцарта для скрипки и фортепиано, которое я аранжировал для трех солирующих струнных инструментов. Для третьей части я взял фрагмент струнного квартета, который, опять-таки, поражает проработанностью деталей. Создавая отсутствующую у Моцарта каденцию первой части, я решил приблизиться к моему собственному стилю и следовал собственному восприятию этого материала. Очевидно, что здесь я двигался в ином направлении, чем Моцарт, – более экстремальном и неожиданном».

Мощное звучание Второй симфонии Чайковского взбодрило публику, будто окатив ее ледяной водой. На сей раз на сцену вышел полный состав. Четкое и сфокусированное звучание этого коллектива, позволяющее прослушать каждый тембр, способность к самозабвенному музицированию до последнего аккорда поражают. Классическое произведение воспринималось на одном дыхании, как блокбастер, в исполнении не было ни капли вялости и мягкости. Разухабистый пляс финала звучал в зале даже после того, как музыка прекратилась, – его напевали новоиспеченные мерзляковцы. Слушая Чайковского в исполнении ГАСО, чувствуешь, что в небольшом концертном зале этим двоим мало места. Маленькое помещение с трудом выдерживало такой шквал энергии!

На этом «гастроли» Госоркестра в Клину не завершились. Вечером «прогремел» еще один концерт – на сей раз для интеллигентных клиновчан. Приятным бонусом для местных жителей стало появление в программе бетховенского «Эгмонта», который прекрасно дополнил компанию Моцарта – Чинга и Чайковского.

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады