Иван Бессонов: Любой выход на сцену для меня событие Персона

Иван Бессонов: Любой выход на сцену для меня событие

Имя Ивана Бессонова публика для себя открыла в первый раз в 2016 году: долговязый подросток с копной светлых волос в числе участников Grand Piano Competition сразу привлек внимание. Конечно, и до этого он участвовал в различных состязаниях, в основном в Петербурге, но это была локальная история. Тут же он попал в команду Дениса Мацуева, и это стало судьбоносным моментом в развитии его карьеры. Став не только лауреатом, но и обладателем приза зрительских симпатий,  молодой пианист сразу обзавелся фан-клубом. И его дальнейшие победы – на конкурсах Astana Piano Passion, Grand Piano Competition – 2018 – шли рука об руку с участием в шоу-проектах, где важна была скорее человеческая харизма. Это телевизионный конкурс «Синяя птица» (где Иван стал финалистом) и «Классическое Евровидение» в Эдинбурге, принесшие ему узнаваемость  и сделавшие его по-настоящему публичной фигурой. В 2019 году он был удостоен российской национальной премии «Браво» в номинации «Открытие года». В 2020 году стал обладателем Гран-при Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие», в 2021-м – лауреатом Российской национальной музыкальной премии «Виктория».

Испытание медными трубами, да еще в таком юном возрасте (сейчас Ивану Бессонову 20 лет), – не из легких. Но, как показал прошедший Международный конкурс имени С. В. Рахманинова, к профессии он относится более чем серьезно, и внешняя ажитация вокруг его персоны – приятный бонус, но отнюдь не главная цель. Даже больше сказать: в жизни он сосредоточен, чуть замкнут с посторонними, но когда вступает в диалог – подкупает обаянием и живой непосредственностью. В общем, наш парень. Встретившись с ним на фестивале «Территория мира – территория музыки», который проводила компания «Росконцерт»  на исходе лета у стен Кафедрального собора в Калининграде, Евгения Кривицкая (ЕК) расспросила Ивана Бессонова (ИБ) о его композиторских опытах, казусах в гастрольной практике и репертуарных предпочтениях.

ЕК Иван, как вам игралось на соборной площади?

ИБ Я первый раз в Калининграде и сражен Кафедральным собором. Мне приходилось слышать об этом месте, о том, что оно знаковое для города, но не ожидал увидеть такой интерес к музыке. Столько людей собралось на наш концерт – такое количество на классических концертах нечасто увидишь даже в столице. Это очень впечатлило, поэтому у меня сразу возникло желание выступить в самом Соборе, я проникся его атмосферой. Тем более, что там есть хороший рояль, в зале – прекрасная акустика, сбалансированное звучание и нет того избыточного, слишком сильного эха, которое часто бывает в церквах.

ЕК Вы точно уловили отличие акустики Кафедрального собора Калининграда. Тут установлена уникальная система, корректирующая реверберацию. А что скажете о вашем опыте выступления на открытых пространствах? Вам доводилось раньше участвовать в подобных концертах?

ИБ Да, мне есть с чем сравнить. И знаете, на подобных концертах со мной постоянно происходили разные приключения. Был случай, когда я со сломанной ногой играл на открытой площадке: идет дождь, а мне нужно идти на костылях. Это было не слишком комфортно, тем более что приходилось нажимать левой ногой на правую педаль, так как именно правая нога была в гипсе. Дождь – это вообще отдельная история:  как-то во время концерта подул боковой ветер с довольно ощутимой мелкой водяной пылью. Клавиши мгновенно намокли и стали очень скользкими. Мне прямо во время игры поднесли гору бумажных салфеток,  и я в каждой паузе суматошно вытирал и руки и клавиатуру. Но выступление в Калининграде я для себя выделяю: не знаю, с чем это связано, но правда – общая атмосфера меня очень вдохновляла. Поэтому хочу сказать огромное спасибо организаторам, «Росконцерту», всем, кто придумал этот фестиваль Я получил большое удовольствие.

ЕК Здесь, я слышала, у вас тоже случились приключения?

ИБ Накануне во время репетиции в лучших традициях внезапно начался ливень и залил рояль. Хорошо, что из него быстро откачали воду пылесосом и инструмент не пострадал. А когда я играл Второй концерт Рахманинова, откуда ни возьмись, на меня налетели мошки – причем целая стая. Вначале я пытался их вежливо отгонять во время нетрудных пассажей, но их было столько, что я постепенно стал сдаваться, и к концу концерта клавиатура представляла некое поле, на котором произошло массовое сражение.

ЕК Забавно. Кстати, о Концерте Рахманинова. У вас после конкурса не возникла потребность объявить для себя «мораторий» на это сочинение?

ИБ У пианиста есть репертуар, который нужно постоянно держать в руках. Популярные концерты с оркестром всегда востребованы и любимы публикой: Первый концерт Чайковского, Второй концерт Рахманинова, концерты Шопена… Я пытаюсь предлагать российским продюсерам: «Давайте сделаем Второй Прокофьева или концерты Баха». А они говорят: «Это сейчас не популярно». Меня такая постановка вопроса на самом деле удивляет, потому что в Европе эти композиторы и произведения столь же востребованы, как и Чайковский с Рахманиновым. Любому музыканту в любые времена приходилось иметь «джентльменский набор» сочинений, которые он смог бы сыграть в любой момент практически без подготовки. Но это не значит, что к таким произведениям какое-то негативное отношение, напротив. Однако если два-три концерта приходится играть слишком часто, любому артисту захочется какого-то разнообразия, надеюсь, что со временем у меня появится больше возможностей выбирать и исполнять музыку в разных стилях и направлениях.

ЕК Вы же не только пианист, но и композитор?

ИБ Я не хочу называть себя композитором, потому что тогда нужно предъявить результат проделанной работы. Я просто люблю сочинять музыку.

ЕК Вы не бросили это увлечение в связи с развитием сольной карьеры?

ИБ Стараюсь успевать, хотя график действительно уплотнился. Даже если нет гастролей, то приходится учить новые произведения. И в этом режиме достаточно сложно заниматься другим направлением в искусстве. Хотя исполнительство и композиция во многом пересекаются, и то, что я переиграл достаточно много произведений, помогает мне в собственных опытах. Но если я начинаю заниматься сочинением, то тогда в ущербе оказывается пианистическая деятельность.

ЕК А что вы все-таки уже создали? Пишете в основном для рояля?

ИБ Из-за недостатка времени пока сочиняю мелкие формы – фортепианные миниатюры, пьесы для скрипки, так как мои младшие братья-скрипачи всегда рядом и можно их позвать и попросить сыграть. Сейчас пытаюсь попробовать написать что-то крупное, но пока не буду ничего анонсировать, помня о поговорке «Если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Но, во всяком случае, пытаюсь развиваться в этом направлении, посмотрим, может что-то и выйдет. Во мне живет потребность сочинять, и я вижу, что вообще есть необходимость в появлении новой музыки именно в классических традициях. Сейчас, на мой взгляд, композиторская деятельность дошла до какого-то предела, за которым начинаются эксперименты в плане звучания. Меня это немножко пугает: возможно, я чего-то пока не понимаю, но слушая современную музыку, я часто не слышу в ней музыки. Стараюсь, сочиняя что-то свое, ориентироваться на то, что у меня сформировалось в голове на основе моего репертуарного багажа.

ЕК Вас кто-то консультирует в композиции?

ИБ Конкретного наставника нет, но я показываю свои сочинения близким мне людям – родителям, некоторым друзьям, братьям – и собираю их мнения. Да, профессионального советчика я пока не нашел, но учусь у классиков – стараюсь анализировать шедевры, сравнивать то, что я делаю, с высокими образцами. Возможно, для меня это более правильный путь.

ЕК После Конкурса Рахманинова последовали ли интересные ангажементы?

ИБ Будут концерты и по России и, надеюсь, за рубежом. Но я бы не стал разделять предложения на интересные и не очень: любой выход на сцену, будь то небольшой городок в глубинке или, как в Калининграде, масштабная площадка, – событие. Необязательно социальное, но в жизни любого музыканта – событие. Иначе нет смысла играть концерты. Безусловно, есть знаковые приглашения, как, к примеру, выступление на фестивале «Звезды на Байкале» Дениса Мацуева, концерты с Владимиром Спиваковым, Валерием Гергиевым. Я уже имел счастье с ними сотрудничать, и всякий раз – это особый подход к музыке. Будет дебют с Валерием Полянским с Первым концертом Чайковского, сольные программы в разных городах.

ЕК Вы стали победителем в очень серьезном состязании имени Рахманинова, и это тем более статусно, так как это был первый, совершенно новый конкурс. Но через год будет Международный конкурс имени П. И. Чайковского, традиционно считающийся главным состязанием для российских музыкантов. Вы планируете в нем участвовать?

ИБ Мне достаточно часто задают этот вопрос. Для таких событий необходимо внутренне созреть, накопить творческий багаж, почувствовать, что внутри что-то появилось. Пока ничего не могу сказать определенно – посмотрим спустя время, как сложится судьба.

ЕК Иван, слушая вашу игру на конкурсе, я порадовалась, что вы стали гораздо стабильнее, были сконцентрированны и выдали максимальный на данный момент результат.

ИБ Мой педагог, Валерий Владимирович Пясецкий, директор ЦМШ, говорит: «Если идешь на сцену, то надо играть как в последний раз». Но я не считаю, что показал свои наивысшие достижения, скорее недоволен собой, считаю, что мог бы кое-что сделать лучше. Готовился ли я как-то специально? Не думаю. Каждый выход к публике требует специальной подготовки, и я старался не думать о том, что происходит соревнование, сделать все по-человечески, музыкально. Все мы стремимся во время концерта получить удовольствие, и если это удалось, то, в принципе, это успех.

ЕК Но вас публика очень подбадривала, было много фанатов в зале, смотрели и по трансляции, писали восторженные комментарии.

ИБ Конечно, я очень благодарен всем зрителям за поддержку – без публики и ее встречных эмоций выступление артиста вообще не имеет смысла. Конкурс – это не самое лучшее, что придумано в музыке, но без этого я не приехал бы сейчас в Калининград, не было бы и других приглашений. Именно поэтому участвую в конкурсах – чтобы потом иметь возможность получать удовольствие.

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика Персона

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование Персона

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование

Ольга Пащенко: <br>Моцарт мыслил оперой Персона

Ольга Пащенко:
Моцарт мыслил оперой

Филипп Чижевский: <br>Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны Персона

Филипп Чижевский:
Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны