Эхо Евгения Светланова События

Эхо Евгения Светланова

В Большом зале консерватории отметили день рождения Евгения Светланова и вспомнили о его судьбе

В 2022 году исполнилось 20 лет со дня кончины выдающегося музыканта и дирижера Евгения Федоровича Светланова. А в день рождения, 6 сентября, ГАСО России сыграл традиционную программу в его честь, пригласив за дирижерский пульт представителя знаменитой династии маэстро Дмитрия Юровского. «При составлении программы концерта, – поделился артист, – мы опирались на традиции выступлений Светланова и его оркестра, в которых, помимо обязательной, “классической” составляющей, включались произведения современных авторов. Сейчас вряд ли возможно посчитать количество сыгранных оркестром премьер».

Следуя концепции, рядом с классикой – увертюрой-фантазией «Ромео и Джульетта» Чайковского и поэмой «Колокола» Рахманинова – прозвучала мировая премьера – Симфония Бенджамина Эллина, что добавило исключительности этому музыкальному вечеру. Впрочем, выбор автора был не случаен: Эллин – лауреат Международного конкурса дирижеров имени Е. Ф. Светланова в Люксембурге, композитор, специально посвятивший свое произведение главному герою концерта.

Творение Эллина органично вписалось в атмосферу вечера, так как написано было с явной оглядкой на европейский симфонизм XIX – первой половины XX века. Музыка по стилю напоминала фрагменты из оперы «Питер Граймс» Бриттена, симфоний Малера, а в финале слышался и Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Ведущий вечера Петр Татарицкий зачитал эссе композитора, где он, объясняя свои идеи, говорит, что «образ моря оказался центральным в симфонии». Действительно, неукротимая водная стихия – превосходная метафора, схватывающая суть личности Светланова. Этот образ подчеркивался не только звукоизобразительными моментами в музыке, главным образом, в первой части симфонии. Основу третьей части составило стихотворение Лермонтова «Белеет парус одинокий». Проникновенное соло баритона в исполнении всемирно известного мастера оперной сцены Сергея Лейферкуса стало лирической кульминацией цикла.

В «Ромео и Джульетте» и симфонии Эллина оркестр во главе с Дмитрием Юровским продемонстрировал всю роскошь звучания: прозрачность и тембровую насыщенность, яркие динамические переходы, тонкую нюансировку. В Большом зале прослушивалась отчетливо каждая инструментальная партия. Уровень исполнения был достоин игры оркестра в годы руководства Евгения Федоровича.

Однако главным ожиданием вечера были, конечно, «Колокола». Именно это сочинение стало «лебединой песнью», последней дирижерской работой Светланова: 19 апреля 2002 года, за несколько дней до смерти, маэстро исполнил опус Рахманинова с Симфоническим оркестром Би-Би-Си в лондонском Барбикан-центре. Сохранилась запись того концерта, позволяющая оценить гениальность интерпретации. Как и двадцать лет назад, в исполнении участвовал Сергей Лейферкус. Его партнерами стали Михаил Агафонов и Альбина Шагимуратова, а также коллектив «Мастера хорового пения» радио «Орфей».

Не секрет, что в «Колоколах» используется расширенный инструментальный состав, и рахманиновская партитура коварна с точки зрения соблюдения баланса звучания между оркестром и вокалистами. Увы, упомянутая роскошь оказалась в данном случае фатальной: звучание ГАСО перекрывало пение хора и солистов, из-за чего не было слышно самого главного – слов, не говоря уже об отсутствии музыкальной выразительности. Лишь в некоторых местах, когда оркестр все же уходил на задний план, музыка превращалась в «волну певучих звуков», а не в «диких звуков несогласье» под видом совместного гула «Мастеров хорового пения» и ударных. Неудачное исполнение не спас даже неувядающий, сохраняющий ровность и полетность вокал Сергея Лейферкуса (легендарному российскому баритону в этом году исполнилось 76 лет!) и бархатный тембр и тончайшая филировка Альбины Шагимуратовой. Вероятно, музыкантам не хватило сводных репетиций для выстраивания нужной динамики.

Фигура маэстро олицетворяет некий эталон, к которому следует стремиться всегда и которого требует музыкальное искусство. Колокольный звон звучал при жизни Светланова, колокола звучат и после его смерти, будь это симфония Эллина или поэма Рахманинова. Да и самого его можно сравнить с колоколом, прогремевшим на весь мир. Его творчество и могучий музыкальный гений до сих пор эхом отзываются в игре оркестра, который носит его имя, и в сердцах тех, кто любит музыку.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди