Одиннадцать историй из кипарисового сундука История

Одиннадцать историй из кипарисового сундука

История седьмая: Лето в усадьбах. Устилуг и Печиски

Мы продолжаем знакомить с повседневной жизнью композитора Игоря Стравинского и его близких при поддержке «Фонда семьи Ф. И. Стравинского и его сыновей».

Каждый год братья Стравинские проводили лето в семейных усадьбах в Устилуге и Печисках в Волынской губернии. Это сильное чувство места, особая привязанность к нему, топофилия как психологическая характеристика портрета всей семьи Стравинских «выявляет человеческую ценность пространств, обороняемых от враждебных сил» (Г. Башляр. «Поэтика пространства»).

В Устилуг семья приезжала ежегодно, начиная с 1898 года. В этом небольшом городке работали два свечных и спиртоочистительных завода, винокурня, кирпичный заводик, лесопилка, торфоразработки, действовала узкоколейка. Несмотря на конфликты, которые время от времени возникали между крестьянами и местными землевладельцами, последние прилагали немало усилий для социального развития городка. Больше всего известно о деятельности семьи Гаврила Трофимовича Носенко (1832–1897), врача, работавшего в Киевском тюремном замке. В 1887 году он купил большое имение в Устилуге. Его дочь Екатерина, в будущем жена композитора Игоря Стравинского, построила больницу и пригласила на работу врача Станислава Бахницкого, дала землю под общинное кладбище. Григорий Белянкин — муж Людмилы, второй дочери Носенко, — построил пожарную ремизу (депо), школу для детей поденщиков, управлял большим имением, которое унаследовали в совместное владение сестры Носенко после смерти отца. Причем имение считалось одним из лучших в Волынской губернии.

Юрий Стравинский. Дом в усадьбе в Печисках. Акварель, 1899

Устилуг всегда оставался для Игоря самым любимым местом творчества вплоть до 1914 года. Именно здесь Стравинский осознал, что он Художник, здесь он стал Великим: «Устилуг был райским уголком для творчества», — вспоминает композитор в «Диалогах». На Волыни были полностью или частично созданы 16 ранних сочинений композитора: первый вокальный цикл, ранние оркестровые сочинения, в том числе Симфония Es-dur, Фантастическое скерцо, «Фейерверк», опера «Соловей», балет «Весна священная». Устилуг знаменателен тем, что он сыграл важнейшую роль в личной жизни композитора — именно там он сблизился с кузиной Екатериной Носенко, его Котюлей, которая стала его женой в 1906 году. Стравинский пишет родителям: «Катенька стала еще более, по-моему, прелестной. Мы с ней страшно сошлись — вы знаете, когда видишь от другого ласку, то вдвой­не бываешь привязан к человеку, сходишься и понимаешь его легче».

Это первые письменные свидетельства зарождающегося чувства между Игорем и Катей. Хотя из более ранней переписки между братьями можно понять, что все домочадцы знали о сердечном увлечении Игоря и этого не осуждали. После свадьбы Стравинский заложил новый дом в Устилуге по собственному плану. В нем было два больших камина с трубами и балкон. С 1907 года, когда строительство было завершено, и до 1914 года семья проводила там часть каждого лета. К 1914 году в семье было уже трое детей: Федор (1907), Людмила (1908) и Святослав (1910).

Устилуг сыграл важную роль и для становления актерско-­певческой карьеры Гурия. Это было участие в «домашних постановках» с братьями и двоюродными сестрами. Эти любительские спектакли Стравинских — Носенко были важным культурным событием, в котором активно принимали участие все окружающие. По данным из переписки между братьями и родителями, остававшимися в Петербурге, можно судить, что прошло, по крайней мере, три представления летом 1899 и 1900 годов. Это был своего рода театральный самиздат, проводившийся на сцене под открытым небом, защищенной брезентом. Пьеса Устилуга доминировала на праздниках, и никому не разрешалось относиться к ней легкомысленно. Один из первых спектаклей включал две пьесы: комедию в двух действиях М. Гартмана в переводе В. А. Крылова «До поры до времени» и совершенно новую вещь того времени — шутку в одном действии А. П. Чехова «Медведь», впервые опубликованную в газете «Новое время» 30 августа 1888 года. Письма Игоря и Гурия рассказывают о тщательных приготовлениях: репетициях, разучивании ролей, подготовке сцены, поездках во Владимир-­Волынский за реквизитом и костюмами. Из писем Гурия становится понятно, что спектакль прошел хорошо: «Было чудесно и весело, нас забрасывали цветами». По всей видимости, он чувствовал себя совершенно комфортно на сцене, чего нельзя сказать о старшем брате: «А Игорь на генеральной репетиции накануне вечером так нервничал, что ему стало плохо. Каким он будет на спектакле?»

Братья Стравинские и сестры Носенко. Актеры домашних постановок. Сидят: Екатерина Носенко, Ольга Носенко. Стоят: Игорь Стравинский, Юрий Стравинский, Людмила Носенко, Вера Носенко, Гурий Стравинский. 1900-е

Следующим летом братья и сестры ставили спектакль «Ангел доброты и невинности» по пьесе В. А. Крылова и А. Н. Плещеева, где главную роль играл Юрий. Эта любительская театральная практика, безусловно, была не только времяпрепровождением дворян в провинциальном местечке, но и выражением художественного жеста и пробы себя в новой роли.

Еще одно место, где семья Стравинских проводила много времени, — Печиски, дом в усадьбе Каменец-­Подольской губернии. Расстояние от Устилуга до Печисок — деревни Подольской губернии близ города Проскуров (ныне Хмельницкий) — около 300 километров. Игорь и Гурий, находясь в Устилуге, все время посылали письма с новостями родителям, которые остановились в Печисках. Старший брат Юрий, будучи студентом 3-го курса Института гражданских инженеров императора Николая I в Санкт-­Петербурге, постарался максимально точно запечатлеть дом, где семья проводила много времени.

«Печиски играют столь же важную роль в ландшафтах моего прошлого, что и Устилуг. Печиски были скучным местом, но примерно в 20 милях оттуда находились Ярмолинцы — живописный город, славившийся своими ярмарками», — пишет композитор.

Первая мировая вой­на обнажила многослойность нашей реальности, позволив самым глубоким слоям человеческого сознания переместиться в высшие уровни и сформировать актуальность истории, помноженной на архаику культурной памяти и ее парадоксы. В 1915 году Гурий пишет прошение отпустить его в действующую армию: «Мысль о разрыве, хотя бы временном, с дорогим мне домом, с профессией оперного артиста волнует меня чрезвычайно, но ясно сознаю, что продолжать свою артистическую деятельность сейчас — совершать акт высшего эгоизма… Вторжением врага в Волынскую губернию семья всецело лишилась нашего земельного имущества и связанного с ним благосостояния».

Усадьбы были навсегда потеряны для семьи Стравинских, а с ними и теплые воспоминания того времени, когда все братья были вместе.

На фото сверху: Устилуг. Вход в усадьбу