Возвращение Петра Первого в Екатеринбург События

Возвращение Петра Первого в Екатеринбург

Урал Опера Балет представил концертное исполнение оперы Андрея Петрова «Петр Первый»

В этом году широко отмечается 350-летие со дня рождения великого русского императора – как в «граде Петровом», так и в других регионах страны. Концерты, научные чтения, спектакли, ретроспектива известных фильмов, выставочные экспозиции – можно утверждать, что Петра Первого, пожалуй, единственного из всех правителей, уважают и ценят большинство россиян (по данным ВЦИОМ, его заслуги перед Отечеством одобрили более 90 процентов населения). В отличие от кинематографа и музеев, музыкальные театры и концертные залы Москвы и Санкт-Петербурга отпраздновали юбилей царя Петра Алексеевича как-то незаметно – вспоминается лишь проект «Великое посольство Петра Первого», музыкально-драматическое действо, показанное на сцене Большого зала Московской консерватории в июне этого года (автор проекта – музыковед, органистка Евгения Кривицкая).

Конечно, в честь юбилея хотелось бы услышать, скажем, оперу Андре Гретри «Петр Великий» или посетить премьеру оперетты Владимира Щербачева «Табачный капитан» о Петровской эпохе – но ничего такого в столицах не случилось. И это странно, поскольку композиторы оставили немало музыкального наследия, воспевающего личность Петра Первого. Один из них – композитор Андрей Петров, проживавший на Петровской улице в Ленинграде, в доме, окна которого выходили на домик Петра. При всех этих обстоятельствах он явно не мог не обратиться в своем творчестве к образу императора, и в 1975 году написал ораторию в жанре «вокально-симфонических фресок». Оратория позже стала оперой, рассказывающей о событиях из жизни Петра – от борьбы за престол до основания Петербурга. Через три года после премьеры в Кировском (Мариинском) театре ее поставили в Свердловске/Екатеринбурге – городе, названном в честь супруги царя Екатерины Первой, в театре, который сейчас носит славное имя Урал Опера Балет.

На открытии 111-го сезона опера Андрея Петрова прозвучала на этот раз в концертном, полусценическом исполнении, словно отдавая дань уважения и автору, посетившему некогда свердловскую премьеру, и либреттистам – хореографам Наталии Касаткиной и Владимиру Василёву. Сценографию заменил большой экран над сценой, на котором в live-режиме транслировались изображения артистов на сцене, а также исторические цитаты, фрагменты из документов и другие материалы, предварявшие каждый эпизод-фреску. Театральность создавал ведущий (Александр Мальцев), который объяснял публике то, что это не спектакль, а опера-читка, а также периодически взаимодействовал с героями оперы, словно намеренно нарушая погружение в действие. Необходимость введения этого персонажа кажется довольно странной: впрочем, таково видение режиссера Надежды Столбовой, всячески пытавшейся избежать концертной статичности (это касалось и обычно «недвижимого» хора).

Опера «Петр Первый», в принципе, не нуждается в сценическом воплощении, и не только потому, что показывать битву со шведами на сцене и Петра Первого как на картине из Эрмитажа, – сущий архаизм. Эта музыка уже сама по себе театральна, за два с половиной часа не дает заскучать даже тем, кто воспринимает оперу как синтетический жанр. Андрея Петрова большинство знает как автора музыки к фильму «Служебный роман» (песни стали едва ли не популярнее самой картины). Любопытно, но в опере «Петр Первый» нет ни намека на стилистику советских саундтреков. В этом эклектичном сочинении нашлось место каким угодно стилям и жанрам, но только не той музыке, которую можно напевать. Так, хоровые полифонические и остинатные эпизоды явно тяготеют к «Борису Годунову» и «Хованщине»: хор мыслится как движимая сила народа, который, впрочем, заодно со своим правителем. В партии Екатерины Первой слышатся интонации знаменитых оперных женских арий (Антонида, Марфа), а в ее рассказе будущему супругу о своем прошлом композитор почти буквально процитировал английскую балладу «Зеленые рукава». Монолог адмирала Лефорта напоминал типичную французскую шансон, отчасти пародийного характера, – вообще, «европейского» в этой опере найти довольно трудно. Стилизованные солдатские походные марши, петровские канты создавали контекст эпохи, в которой уже было неуютно мелодекламациям героев из окружения Софьи (вымышленные персонажи – стрелец Тихон и его невеста Анастасия, иконописец Владимир, приближенный царевны Макарий). Партии Софьи и Петра – двух антагонистов, отражающих «старое» и «новое», – по своей стилистике были максимально противоположны: если у Софьи звучало откровенное псалмодирование-молитва, то у Петра – монологи как из лирического мюзикла.

Состав исполнителей второго показа «Петра Первого», все как один, проявил себя в вокальном плане практически безукоризненно. Восхищало, прежде всего, то, с какой самоотдачей и энтузиазмом артисты отнеслись к поставленным задачам – наблюдать за их перевоплощением в исторических персонажей было сплошным удовольствием. У многих обнаружилось и внешнее соответствие. Так, блистательный исполнитель Петра Первого Алексей Семенищев, изобразивший царя уверенным и непоколебимым лидером, оказался обладателем довольно высокого роста и выразительного взгляда. Ксения Ковалевская, она же Екатерина Первая, весьма точно показала «трансформацию» от Марты Скавронской к будущей императрице: в ее голосе постепенно рождались героические интонации, спетые с особым драматизмом. Анна Перхурова изобразила царевну Софью как страдающую и одновременно властную правительницу: вокалистка и голосом, и жестами подчеркнула «старообрядческие» наклонности сестры Петра Первого. Среди второстепенных персонажей особенно выделялась Анастасия – Наталья Мокеева, с легкостью покорившая тесситурные скачки и мелизмы в своей квазифольклорной партии.

Воссоздать атмосферу петровского времени и окружения композитор также поручил оркестру. Именно здесь зарождались те самые канты и марши, которые эффектно воспроизводил ансамбль духовых инструментов. Вообще, симфонический оркестр Урал Опера Балета под управлением главного дирижера Константина Чудовского весь вечер был в роли еще одного действующего лица. Обращали на себя внимание и диалоги-переклички групп, и выразительные соло (не только победные фанфары), и самые разные исполнительские приемы, в том числе, из арсенала современной академической музыки, сыгранные невероятно стройно и акустически эффектно. Что ж, возвращение «Петра Первого» в Екатеринбург спустя 44 года состоялось, без преувеличения, грандиозно. Теперь самое время команде Урал Опера Балета показать оперу Андрея Петрова уже в северной столице, которую великий император торжественно закладывает в последней, десятой, фреске: «Россию перестроим! Науки и искусства заведем! Не хуже других станем!»

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди