Стравинский был бы доволен События

Стравинский был бы доволен

В Москве и Санкт-Петербурге чествовали классика XX столетия

В 2022 году отмечаются две круглые даты: 140 лет со дня рождения и 60 лет с момента приезда Игоря Федоровича Стравинского в гости на родину, в СССР.

В Московской консерватории, Государственном институте искусствознания и Российском институте истории искусств музыковеды обсудили творчество юбиляра в самых разных и порой неожиданных ракурсах, как, например, «Стравинский в мультипликации», «Стравинский и изобразительное искусство». И, конечно, в центре дискуссии – балеты композитора: «Свадебка», «Весна священная», его творческие и дружеские связи с современниками. «Этот композитор олицетворяет неразрывность русской и западной культуры, ее духовное единство», – отметил в преамбуле доктор искусствоведения, проректор по науке МГК Константин Зенкин.

Ректор Московской консерватории Александр Соколов и солисты Камерного хора МГК

В фойе партера Большого зала Московской консерватории открылась выставка, подготовленная усилиями архивистов МГК совместно с «Фондом Ф. И. Стравинского и его сыновей»: тут и семейные фото, и документы, и свидетельства гастролей в СССР (в том числе фото с концертов из архива «Музыкальной жизни»).

Ректор консерватории, профессор Александр Соколов в приветственной речи подчеркнул, что Стравинский один из тех композиторов, кто не перестает удивлять, и каждое новое поколение находит что-то свое, что-то новое. Торжественность момента акцентировало участие Камерного хора Московской консерватории, исполнившего под управлением своего руководителя профессора Александра Соловьёва хор «Верую» Стравинского. Эта увертюра получила продолжение в вечернем концерте в Малом зале, где уже прозвучали все три литургических хора. Прозрачнейшая кантилена в «Богородице, дево» и «Отче наш» (с вибрирующими басами в конце) контрастировала скерцозности «Верую» – композитор сочинил лихую скороговорку, превратив заунывную псалмодию чуть ли не в рэп. У Камерного хора слова отскакивали, что называется, «от зубов» – спели азартно, четко, броско.

Александр Соловьёв и Камерный хор Московской консерватории

«Танго», один из первых опусов американского периода, отражает ироничный взгляд автора на природу жанра – никаких томных интонаций и четких метрических структур. Все завуалировано, синкопы сдвинуты на слабые доли –  латинская страсть словно исподволь прорывается сквозь препоны. И пианистка, проректор Академии хорового искусства Ольга Красногорова тонко уловила и передала своеобразие и особый шарм пьесы. Стравинский и «Весна священная» – близнецы-братья, обойтись в юбилей без этой музыки было бы преступно. Но поскольку камерное пространство МЗК диктовало свои законы, «Весна» (первая часть) фигурировала в авторском переложении для двух роялей. Отважный дуэт Моны Хабы и Михаила Дубова «играючи» справился с прихотливой ритмикой и «угловатой» пластикой нотного текста: была достигнута полная иллюзия богатства красок оркестра, и местами ноги сами «так и шли в припляс».

Антология наследия Стравинского дополнилась двумя оркестровыми произведениями, где прекрасно проявил себя Камерный оркестр МГК под управлением Федора Безносикова. Три канона памяти Дилана Томаса открыли нам эзотеричность партитур позднего Стравинского с его экспериментами с серийной техникой. Великолепное соло тенора Дмитрия Никанорова с безупречным английским украсило загадочные эпитафии в честь культового британского поэта, ушедшего от чрезмерного увлечения алкоголем.

Музыка из балета  «Аполлон Мусагет», к которой в последнее десятилетие достаточно редко обращаются оркестры, очаровала своей безоблачностью и лучезарностью. «Какая это радость – окунуться в многотембровое благозвучие струн и насытить им мельчайшие частицы полифонической ткани! Чем же лучше всего передать очищенный рисунок классического танца, как не потоком мелодии, льющимся в непрерывном пении струн!» – объяснял Стравинский. Эта радость пронизывала и игру струнников Каморка (как любя называет коллектив его лидер, народный артист России Феликс Коробов).  Это были полчаса невероятного счастья, заставившего забыть о хмурости вечера за окном.

Камерный оркестр Московской консерватории
Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди