Кливлендскому оркестру подарили автограф Второй симфонии Малера

28.09.2022
Кливлендскому оркестру подарили автограф Второй симфонии Малера

Рукопись Второй симфонии Густава Малера, ранее принадлежавшая Гилберту Каплану и опубликованная им факсимиле, была передана в дар Кливлендскому оркестру. Предыдущим владельцем бесценного документа оказался австрийский бизнесмен Герберт Клойбер. Об этом сообщает, в частности, The New York Times.

Оркестр сообщил, что сохранность автографа будет обеспечиваться в сотрудничестве с Кливлендским музеем искусств. Рукопись станет доступной для ученых, а в будущем – для публичного ознакомления.

К этому исключительному событию, а также к открытию 105-й сезона оркестра, приурочено два исполнения Второй симфонии – 29 и 30 сентября в зале Мандел в Музыкальном центре Северанс. За дирижерский пульт встанет Франц Вельзер-Мёст. Концертам будет предшествовать бесплатный публичный просмотр рукописи в Большом фойе Богомольного-Козерефского. Она также будет выставлена на всеобщее обозрение для тех, кто придет на концерты 29 и 30 сентября.

Рукопись Второй симфонии Малера была приобретена анонимным покупателем на аукционе Sotheby’s в 2016 году за 5,6 миллионов долларов. Своим щедрым жестом Герберт Клойбер раскрыл свое инкогнито.  Клойбер – международный попечитель Кливлендского оркестра и председатель его Европейского консультативного совета, а также консультативный директор Метрополитен-оперы.

Благодаря деловым связям Клойбер познакомился с Гилбертом Капланом, большим почитателем творчества Малера. В 1984 году Каплан приобрел 232-страничную рукопись из фонда голландского дирижера Виллема Менгельберга. Современник Малера, его учредитель фестиваля его музыки, Менгельберг, в свою очередь, получил партитуру Второй симфонии от вдовы композитора Альмы Малер.

“От имени Кливлендского оркестра я хочу выразить бесконечную благодарность моему дорогому другу Герберту Клойберу за его драгоценный дар, – сказал Франц Вельзер-Мёст. – Это было очень трогательно, когда Герберт впервые показал мне рукопись. Для меня как музыканта и особенно как дирижера это один из  особенных моментов в жизни. Когда ты видишь почерк Малера, следишь за тем, как проходила его работа над Второй симфонией, чувствуешь себя ближе к композитору и к замыслу этого шедевра”.

“Когда я приобрел рукописную партитуру Малера, я знал, что выступлю только лишь в качестве временного хранителя, ответственного за поиск постоянного дома для этого бесценного документа, – прокомментировал Герберт Клойбер. – Мой опыт общения с Кливлендским оркестром в последние годы как на гастролях в Европе, так и в Музыкальном центре Северанс подвел меня к мысли, что здесь автограф Малера обретет свое постоянное место пребывания”.