Объявлена программа фестиваля вокальной музыки «Опера Априори»

28.09.2022
Объявлена программа фестиваля вокальной музыки «Опера Априори»

IX Международный фестиваль вокальной музыки «Опера Априори» в Камерном зале «Зарядья» представит три программы – французскую, итальянскую и восточноевропейскую. Концерты состоятся 31 октября, 25 ноября и 26 декабря.  

31 октября 2022 года, понедельник
Рамо, Равель, Дебюсси: западно-восточный диван

Солистка Большого театра, номинант премий «Золотая Маска» и Casta Diva Альбина Латипова (сопрано) и профессор Московской консерватории, заведующий кафедрой клавишных инструментов и камерного ансамбля факультета исторического и современного исполнительского искусства (ФИСИИ) Юрий Мартынов откроют IX фестиваль «Опера Априори». Все произведения октябрьского концерта объединены восточными и прочими экзотическими мотивами.

Артисты исполнят два вокальных цикла Мориса Равеля – «Шехеразаду» на стихи Тристана Клингзора и «Пять греческих народных мелодий». «Греческие народные песни в интерпретации Равеля были сразу после их написания представлены на конкурс в московский Дом песни, которым руководила известная певица Мария Алексеевна Оленина-д’Альгейм. Именно оттуда этот цикл начал успешное шествие по концертным залам мира», – рассказывает Рубен Лисициан в книге «Этюды».

Специальный гость программы – солистка оркестра Большого театра Наталья Береславцева («волшебная флейта» во второй части «Шехеразады»).

В сольном блоке Юрия Мартынова прозвучат Suite in G для клавесина Жана-Филиппа Рамо с легко узнаваемой темой из оперы-балета «Галантные Индии» (№6, Les Sauvages /«Дикари»), а также фортепианный цикл «Эстампы» Дебюсси.

25 ноября 2022 года, пятница
Неизвестные: Глинка в Италии и Россини в России

Солистка театра «Новая Опера», лауреат Национальной оперной премии «Онегин», номинант премии «Золотая Маска» Гаяне Бабаджанян (меццо-сопрано) и одна из самых ярких пианисток современности Варвара Мягкова представят итальянскую программу IX фестиваля.

В первом отделении концерта прозвучат двенадцать песен/романсов и концертная ария (драматическая сцена Liniquo voto e profferito!) молодого Михаила Глинки. Произведения написаны на стихи известных либреттистов Феличе Романи и Пьетро Метастазио, но неизвестно, как давно в последний раз они звучали на российской сцене. Интересный факт: переводы текстов на русский язык более половины романсов сделаны П.И.Чайковским.

Во втором отделении прозвучит кантата Джоаккино Россини «Жанна д’Арк», написанная композитором для голоса в сопровождении фортепиано. Оркестровую версию кантаты сделал уже наш современник – итальянский композитор Сальваторе Шаррино. Это сложнейшее для певицы 16-минутное произведение, автора текста которого мы не знаем – настоящий моноспектакль.

Сольно Варвара Мягкова исполнит ноктюрн «Разлука» Глинки, считающийся одним из первых произведений в этом жанре из написанных русскими композиторами. Прозвучат и несколько пьес из сборника «Грехи старости» Россини, премьера которых в России состоялась в октябре 2021 года в Бетховенском зале Большого театра. Тогда пианистке пришлось дать сольный концерт ввиду экстренной болезни итальянской меццо-сопрано, с которой они должны были исполнить эту программу.

26 декабря 2022 года, понедельник
Чтец, игрец и «Мрачный жнец»: carpe diem, memento mori

Один из самых известных баритонов на мировой оперной сцене, солист Мариинского театра Владислав Сулимский и лауреат международных конкурсов, доцент Московской консерватории и один из лучших концертмейстеров нашей страны Яков Кацнельсон представят два масштабных экзистенциальных полотна – «Песни и пляски смерти» Модеста Мусоргского и «Библейские песни» Антонина Дворжака. Последние – это несколько Псалмов Давидовых из старочешского перевода Кралицкой Библии 1579 года, положенных на музыку, о которых композитор говорил, что «это – лучшее, что я создал в данной области». И это второе произведение на библейские тексты, которое Сулимский исполнит на фестивале «Опера Априори»: выразительно драматичный образ Пророка Илии, созданный им в мае 2021 года в одноимённой оратории Мендельсона, вызвал абсолютный восторг у музыкальных критиков и публики. Смысловая арка от дуэта Илии с вдовой образуется и к «Колыбельной» из гениального цикла Мусоргского.

Кроме того, прозвучат несколько произведений для фортепиано соло – «Три венгерские народные песни из Чика» и Allegro barbaro Белы Бартока и 1.X.1905, более известное как Соната ми-бемоль минор для фортепиано «С улицы» Леоша Яначека.

И если фольклорные мотивы двух миниатюрных произведений Бартока образуют смысловую арку к программе первого концерта IX фестиваля, то соната Яначека, открывая второе отделение, предварит глубокое погружение в философское размышление. До нас дошли только две части произведения – «Предчувствие» и «Смерть». Третья – «Похоронный марш» – была сожжена композитором еще до премьеры.

В целом же, эта программа – «преемница» прошлогоднего декабрьского концерта «Две исповеди» VIII фестиваля, в котором прозвучали сочинения на ту же экзистенциальную тему – оратория «Христос на Масличной горе» Бетховена и «Шесть монологов из «Имярека»: размышления о смерти богатого человека» Мартена – Гофмансталя.

© Елена Харакидзян, автор и продюсер фестиваля «Опера Априори»