Послушать, подумать, помолчать События

Послушать, подумать, помолчать

Теодор Курентзис исполнил в «Зарядье» поздние сочинения Шостаковича

Теодор Курентзис и musicAeterna провели уже вторую по счету творческую резиденцию в Москве – именно в таком формате теперь проходят каждые крупные гастроли коллектива в России и за рубежом. Резиденция – это не только концерты (в данном случае их было два – симфонический в «Зарядье» и хоровой в Римско-католическом Кафедральном соборе), но и мастер-классы для профессионалов и любителей, поэтические чтения и даже тактильная репетиция для подопечных Фонда поддержки слепоглухих. И если первая резиденция-2021 была построена вокруг имени Малера, то теперь главным героем стал Шостакович. 26 сентября в «Зарядье» прозвучали его поздние произведения: Четырнадцатая симфония (1969), Тринадцатый квартет (1970) и «Семь стихотворений А. Блока» (1967).

Концерт Курентзиса всегда больше, чем концерт, а в наши дни – тем более: он воспринимается как некая соборная акция, возможность побыть вместе, послушать, подумать, помолчать, может быть, даже помолиться. Программа выбрана тщательно: исполняемые произведения написаны, как мы видим, буквально друг за другом, и они, несомненно, коррелируют друг с другом (13-й квартет друг композитора Исаак Гликман вообще называл «младшим братом» 14 симфонии). Их главная тема – смерть: несправедливая, ужасная, с которой невозможно смириться. Все сочинения, исполненные на вечере, создавал глубоко больной композитор, разочарованный в жизни, ощущающий себя на пороге вечности. Из письма Шостаковича к Гликману (3 февраля 1967, Москва): «Дорогой Исаак Давыдович! Много думаю о жизни, смерти и карьере… Я, несомненно, зажился. Я в очень многом разочаровался и жду много ужасных событий… Разочаровался я в самом себе. Вернее, [убедился] в том, что я являюсь очень серым и посредственным композитором… Мысль, которую я сейчас изложил, ужасная мысль. Т. к. мне осталось жить еще 10 лет, то тянуть эту ужасную мысль в течение этих лет… Нет! Не хотелось мне быть на моем месте. Однако, сочинение музыки – влечение рода недуга – преследует меня. Сегодня я закончил 7 романсов на слова А. Блока»…

Как и «Семь стихотворений Блока», 14-я симфония в 11 частях – тоже своего рода вокальный цикл: написана на стихи Рильке, Лорки, Аполлинера, Кюхельбекера. Выскажу парадоксальную и, возможно, крамольную мысль: не знаю, как другим слушателям в этот вечер, но мне почему-то от литературной основы хотелось абстрагироваться, более того, не вслушиваться в слова. Признаться, даже голоса вокалистов (Надежды Павловой, Алексея Тихомирова в 14-й симфонии, Елене Гвритишвили – в блоковском цикле) лично я воспринимала как своеобразные инструменты. Мне показалось, что музыканты именно так и задумали: играть очищенным от содержательной нагрузки звуком, как если бы ничего о ней не знали. Особенно это касается квартета (солисты musicAeterna Ольга Волкова, Иван Субботкин, Наил Бакиев и Мириам Пранди). Здесь каждый звук был, казалось, на вес золота – настолько чисто, тщательно, выверенно музыканты исполнили квартет. В затемненном зале, в гробовой тишине отчетливо слышалось даже пианиссимо. Интересно, думал ли Шостакович о красоте музыки своего квартета, о том, что можно просто наслаждаться его звучанием? Не знаю, но я наслаждалась, хотя, казалось бы, красота звука уж точно не главное в позднем Шостаковиче. Кстати, судьба этого квартета с самого начала сложилась счастливо: на мировой премьере в Малом зале Ленинградской филармонии в декабре 1970 года, по свидетельству Гликмана, «публика встала и стояла до тех пор, пока квартет не был целиком исполнен во второй раз». Играл Квартет имени Бетховена, одному из участников которого – Вадиму Борисовскому – он и посвящен. «Дареному коню в зубы не смотрят, – писал ему автор в сентябре 1970. – Но все же мне хотелось бы, чтобы к квартету ты отнесся хорошо».

 

Блоковский цикл – это семь диалогов голоса (Елене Гвритишвили) с инструментами: скрипкой (Ольга Волкова), виолончелью (Алексей Жилин) и фортепиано (Николай Мажара). Каждая часть – своеобразный дуэт или трио, а в финале звучит весь квартет. Исполнители деликатны по отношению друг к другу, чувствуется прекрасное чувство ансамбля. Музыкальная палитра почти всюду немногословная, скупая, многие фразы как будто повисают в воздухе, зависают в паузах… Самая полнозвучная, кульминационная часть, которая звучит актуальнее некуда, – «О, как безумно за окном»… Шостакович писал Гликману 19 марта 1969 года из Москвы: «Накануне ухода в больницу я прослушал “Песни и пляски смерти” Мусоргского, и мысль заняться смертью у меня окончательно созрела. Я бы не сказал, что я смиряюсь перед этим явлением. Вот и стал я подбирать стихи. Подбор стихов, возможно, случайный. Но мне кажется, что музыкой они объединены. Писал я очень быстро. Я боялся, что во время работы над 14-й симфонией со мной что-нибудь случится, напр[имер], перестанет окончательно работать правая рука, наступит внезапная слепота и т. п. Но все обошлось благополучно».

Впервые симфония, посвященная, кстати, Бриттену, была исполнена 21 июня 1969 года в Малом зале Московской консерватории – играл Московский камерный оркестр под управлением Рудольфа Баршая. «Симфония произвела на собравшихся сильное впечатление. На меня тоже», – рапортовал Шостакович Гликману. Успех повторился и осенью в Ленинграде. И теперь, спустя полвека, ничего не изменилось. Симфония все так же «придавливает» публику. Но на этот раз она воспринималась еще и как мощное высказывание Теодора Курентзиса, который далеко не впервые обращается к Шостаковичу как к своему единомышленнику. Ставка и тут, как мне показалось, была сделана на безупречность и чистоту исполнения. Ярких красок оркестру добавили солисты: теплое, эмоциональное сопрано Надежды Павловой, с которой Теодор Курентзис сотрудничает постоянно, и бас Алексея Тихомирова, который вылепил свою партию с большим достоинством и профессионализмом. Насколько я знаю, раньше он с маэстро не работал, но удивительно гармонично вписался в команду.

Между тем тексты 14-й симфонии просто леденят душу: «Три лилии на могиле моей без креста», «Меня раздели догола, когда ввели в тюрьму» – Аполлинер; «Поэт был мертв» – Рильке etc. (не знаю, есть ли что-то более страшное в мировом репертуаре, по крайней мере, в такой концентрации?). И по контрасту в музыке – тихие, крадущиеся звуки, прозрачная ткань, паузы, тишина… Тишина вообще «звучит» здесь весомо, если так можно выразиться, «громко», особенно в самом конце. После жутковатого финала «Всевластна смерть» на стихи Рильке Теодор поднял руку и долго-долго не опускал ее. В зале боялись пошелохнуться.

Да, у Шостаковича был свой взгляд на тему смерти, который едва ли можно назвать философским. Как писал Рудольф Баршай, Дмитрий Дмитриевич о своей 14-й симфонии говорил так: «Я протестую, протестую, этого не должно быть. Поэтому я это сочинил».

Тайные знаки Шостаковича

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди