Liszt. Piano Sonata in b minor</br>Apres une lecture du Dante</br>Harmonies du soir. Dante’s Sonett</br>Giovanni Bertolazzi</br>Borgato Collection Релизы

Liszt. Piano Sonata in b minor
Apres une lecture du Dante
Harmonies du soir. Dante’s Sonett
Giovanni Bertolazzi
Borgato Collection

Имя итальянского пианиста Джованни Бертолацци пока недостаточно хорошо известно отечественному меломану. Тем более приятным будет сюрприз для тех, кто впервые откроет для себя этого музыканта, да еще в его, пожалуй, коронном репертуаре. Творчество Ференца Листа стало для Бертолацци по-настоящему знаковым. В какой-то мере он, можно сказать, вживается «по системе Станиславского» в роль самого Листа, сочетая артистическую виртуозность (так, в 2019 году техническое совершенство Бертолацци было отмечено в Милане премией Шарля Валантена Алькана на международном конкурсе пианистов Alkan Prize for Piano Virtuosity) и философскую мудрость своих интерпретаций. А ведь ему всего двадцать четыре года!

Словно Лист, для которого знаменитые мастера специально создавали инструменты, Бертолацци в августе 2017 года презентовал для публики самый длинный в мире концертный рояль Луиджи Боргато, современного итальянского мастера по изготовлению роялей ручной работы, – Borgato Grand Prix 333 (его длина три метра тридцать три сантиметра). Именно этот инструмент звучит на представляемом диске.

Соната си минор открывает листовскую программу Бертолацци. В столь технически и эмоционально сложном произведении он уверенно и убедительно демонстрирует творческую зрелость, что заставляет вновь подивиться молодости пианиста. Конечно, чувствуется, что он «молодецки купается» в своей виртуозности. Но при этом виртуозность – абсолютно по-листовски! – для него не «спорт высоких достижений», а средство наиболее точной передачи многообразия музыкальных образов. Бертолацци по максимуму «выжимает» из инструмента все его звуковые возможности и подчиняет их художественной сверхзадаче, не оставляя без внимания ни единой, самой незначительной, детали. Изысканность звука, роскошные басы – «бездонный бархат» – филигранная педаль, богатство и нарочитое обострение контрастности динамических оттенков, паузы, наполненные метафизическим смыслом… Шаг за шагом Бертолацци создает яркий узнаваемый портрет, словно воплощая мнение Вагнера, высказанное им в письме к Листу: «Соната безгранично прекрасна: величественна, достойна любви, глубока и благородно-возвышенна – как ты сам».

Собственно, «воскрешению» Листа подчинена вообще вся программа диска, включающая в себя также Этюд № 11 «Вечерние гармонии» (из цикла «Этюды трансцендентного исполнения»), фантазию-сонату «После чтения Данте» и листовскую транскрипцию Сонета Данте (Tanto gentile e tanto onesta) Ганса фон Бюлова.

У Бертолацци нет никакого Данте или какого-нибудь литературного Фауста. Все они – многогранная личность Листа-творца, с которым, возможно, он ассоциирует и себя.

После одного из концертов в Риме Бертолацци удостоился от критики сравнения с Рихтером. Сравнения – вещь неблагодарная и субъективная. Но имя Святослава Теофиловича все-таки невольно возникает, отдавая должное артистизму и драматизму Джованни Бертолацци. Особенно при прослушивании «Вечерних гармоний». Ведь «Этюды трансцендентного исполнения» – глубокие прочувствованные образы, созданные зрелым мастером, вершина «музыкальной живописи», наконец, настоящий манифест листовской фортепианной школы. И Бертолацци, воплощая все это и давая волю уже ничем не сдерживаемому виртуозному началу, свободно жонглирует неудержимо несущимися «вскачь» бравурными аккордами, играючи справляется с прыжками через октаву, с «пастернаковским» скрещеньем рук – буквально полным набором «фортепианной акробатики». И приводит слушателя в итоге к «песни песней», гимну жизнеутверждения. И Лист бы с этим уж точно согласился!