Sophia Vaillant</br>Compositrices françaises</br>Indésens Релизы

Sophia Vaillant
Compositrices françaises
Indésens

Современное европейское музыкальное пространство немыслимо без активной эксплуатации гендерной повестки, приводящей подчас к весьма противоречивым художественным результатам. В сфере исторических поисков тем не менее феминистский взгляд приобретает бесспорную значимость: из небытия возвращаются имена женщин-творцов, чье наследие по различным причинам оказывалось вне поля зрения исполнителей. Значительным событием в этом контексте стал выход в свет на лейбле Indésens альбома Compositrices françaises, представляющего собой подборку фортепианных сочинений французских женщин-композиторов разных эпох в исполнении Софии Вайян (Sophia Vaillant). Для пианистки обращение к теме вполне закономерно: можно вспомнить как ее релизы, включавшие музыку Клары Шуман, так и активное участие в женских музыкальных объединениях.

В целом содержание альбома выстроено по хронологическому принципу – от рубежа XVIII–XIX веков до нашей эпохи, и сочинения сами по себе здесь представляют интерес ничуть не меньший, чем их интерпретация. Отметим, что среди предлагаемых произведений нет случайных, «проходных» работ второго плана: вся музыка, бесспорно, достойна вдумчивого изучения. С точки зрения яркой индивидуальности стиля выделяются «импрессионистские» Три пьесы для фортепиано Лили Буланже (младшей сестры Нади Буланже), утонченные Три старинных танца ор. 95 Сесиль Шаминад и перекликающийся со стилем раннего Скрябина Экспромт Жермен Тайфер. Особенно убедительна София Вайян в новейшей музыке: сочинения наших современниц (Грациане Финци, Эдит Кана де Шизи, Эдит Леже и Бетси Жолас) исполнены с большим мастерством. Вместе с тем на этом фоне словно «уходят в тень» произведения прекрасных дам XIX века – Элен де Монжеру, Луизы Фарранк и Полины Виардо. Последняя осталась в истории как легендарное меццо-сопрано, но и первым двум выпала на долю яркая и противоречивая судьба. Аристократка де Монжеру, едва избежав гильотины во время Великой французской революции, стала первой в истории женщиной на должности профессора Парижской консерватории, а Луиза Фарранк одной из первых среди представительниц прекрасного пола избрала себе стезю концертирующей пианистки. Их творчество, бесспорно, демонстрирует уверенное владение композиторским мастерством, но с точки зрения стиля представляется менее оригинальным, следующим в фарватере гениев эпохи.

Едва ли, ознакомившись с альбомом, можно говорить о некоем особом женском духе, возможном в композиторском деле: отклик вызывает в первую очередь возрождение незаслуженно забытой музыки, словно соединяющее разорванную связь времен. Именно в таких благородных делах, не требующих синхронизации с сиюминутной мишурой, и проявляется подлинная сила феминизма как движения, способного восстановить художественную и историческую справедливость.