Откройте двери События

Откройте двери

В музее С.С. Прокофьева в Москве состоялся вечер мировых премьер Юрия Буцко

Концерт светлый и грустный. Но, наверное, самым точным определением будет «очистительный». Он был посвящен памяти музыковеда, глубокого знатока творчества Римского-Корсакова и русской церковной музыки Марины Рахмановой (1947–2022) – супруги Буцко.

Этого композитора называли при жизни «русским Бахом». Его имя должно стоять в одном ряду с Шостаковичем, Прокофьевым, Свиридовым. Верится, что ренессанс музыки Буцко еще впереди. Пока из 110 сочинений (учитывая различные редакции – из 150-ти) исполнено только 79, а издано всего 40. Тем ценнее каждый концерт, на котором слушатели имеют возможность услышать эту настоящую музыку. И открыть двери своего сердца ей навстречу.

Именно так говорила Марина Рахманова, когда заходила речь о возможности публичного исполнения музыки Юрия Буцко. Не «популяризировать», не «пропагандировать» его творчество, а просто «открыть двери». Какой многозначный символ – открытая дверь! Очень добрый и доверительный.

Концерт открывала мировая премьера. «Пастораль для гобоя и фортепиано» (1976) – единственное произведение Буцко для сольного духового инструмента. «Пастораль» родилась из музыки к фильму «Пошехонская старина» (1975) и представляет собой труднейшее сочинение для гобоя, на пределе технических возможностей. Со всеми «вызовами» блестяще справились Михаил Чакрыгин (гобой) и Павел Шатский (фортепиано). Здесь есть все: широкие распевы на «длинном» дыхании, свойственные народной музыке, скачки из регистра в регистр, тончайшая нюансировка, требующая невероятной музыкальности солиста.

Впрочем, последнее – необходимое требование ко всем произведениям Буцко, композитора-философа, композитора-художника, композитора-кинематографиста.

«Десять сцен из немого кинематографа для фортепиано» (1985) также были исполнены в этот вечер впервые. Буцко много работал для кино и театра. «Десять сцен» – музыкальная иллюстрация к фильму «Кружева» Сергея Юткевича 1928 года, о котором в «Истории советского кино» отмечено: «…выбор кружевной фабрики в качестве места действия был сделан Юткевичем с определенным смыслом… Дождь и нити пряжи сплетались в кадрах. Снятые сквозь сетку кружев фигуры людей приобретали изящные, хрупкие очертания».

Пианист Евгений Сидельников органично и точно подчиняется авторскому замыслу. Казалось бы, нас ждет имитация таперской музыки 1920-х годов. Но это только игра, за которой важные и глубокие смыслы. Интересный эффект: музыка сбрасывает с себя оковы «визуальности» и начинает жить собственными образами, рождая новые и новые ассоциации. Целый калейдоскоп ассоциаций. Вот та самая «кружевная» щемящая грусть «от Вертинского». Ее сменяют рахманиновско-листовские россыпи аккордов оркестрового толка. И вдруг – бравурная пляска, под звуки которой так тяжело усидеть на месте. И вновь контраст – приход неизбежного, отголоски похоронного марша, переходящие в классический, по всем канонам жанра, вальс. И, наконец, марш – весь изломанный, но постепенно собирающийся в единое победно-ликующее целое, сметающее все на своем пути.

…Некоторая передышка перед главным потрясением, катарсисом, буквально толчком к духовному перерождению. Фортепианное трио № 4 «Ангел пустыни» (2010). Последнее крупное сочинение, завершенное композитором перед тяжелой болезнью. И любимое сочинение Марины Павловны…

Отдельные аплодисменты Александру Маломожнову (скрипка), Илье Кононову (виолончель), Павлу Шатскому. Слушая трио, совершенно отчетливо понимаешь, почему музыкальные гении прошлого возводили музыку в ранг религии. Музыка Буцко – путь. Путь к Богу. Через тернии душевных переживаний и горячих искренних слез отрезвления и возвращения к божественной природе человека. К самим себе.

О «Трио» лучше всех сказала сама Марина Рахманова: «В Евангелии Ангел пустыни – это Иоанн Предтеча… Этот образ определяет основной, как нам кажется, музыкальный образ трио, который можно определить словом “путь” – “…приготовьте пути”… В музыкальной ткани всех частей слышатся интонации звонов – близких и далеких, замирающих в пространстве. А в конце третьей части из этой атмосферы сначала незаметно, отдельными попевками, прорастает финальная знаменная тема – пасхального песнопения “С нами Бог”».

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди