Nisi Dominus. Vivaldi, Razzi</br>Eva Zaïcik</br>Le Poème Harmonique, Vincent Dumestre</br>Alpha Classics Релизы

Nisi Dominus. Vivaldi, Razzi
Eva Zaïcik
Le Poème Harmonique, Vincent Dumestre
Alpha Classics

Новый альбом легендарного французского ансамбля Le Poème Harmonique посвящен внелитургической духовной музыке. Музыке, что звучала вне официальных богослужений, но укрепляла веру людей и поддерживала их моральный дух. Плейлист составлен из произведений разных жанров — здесь можно найти как инструментальные композиции, так и исполненные вокальным ансамблем a cappella, но главным украшением альбома являются произведения с вокалом Евы Зайчик — восходящей звезды барочной сцены. Несмотря на все мастерство певицы и выгодное звучание ее голоса, обладающего мягким бархатистым тембром и способным виртуозно исполнять сложнейшие пассажи, Nisi Dominus не является ее сольным альбомом.

Основным же концептуальным скрепляющим фактором является жизненный путь композиторов и их произведения, так или иначе касающиеся вопросов веры и религии. Временные рамки достаточно велики: анонимный средневековый хорал, два композитора XVI века и еще два — XVIII века. Крупнейшим именем на альбоме является Антонио Вивальди, в довольно молодом возрасте принявший сан священника и посвятивший многие аспекты жизни духовным вопросам. Почти тридцать лет своей жизни он прослужил в Оспедале-­делла-­Пьета — женском сиротском приюте, где был музыкальным руководителем. Для ансамбля девочек-­сирот им были написаны в том числе мотеты Invicti, bellate и Nisi Dominus, блестяще исполненные на пластинке ансамблем Le Poème Harmonique и Евой Зайчик.

Менее известным композитором является Серафино Рацци — монах-­доминиканец, родом из Флоренции. В 1563 году он опубликовал сборник лауд (хвалебных песнопений), две из которых — O Vergin Santa и O dolcezza — представлены на альбоме. O Vergin Santa — дуэт сопрано, наполненный виртуозными украшениями, типичными для флорентийской школы, в сопровождении отрешенного бурдона струнного инструмента. O dolcezza — напротив, вертикальное мужское многоголосие, периодически прерываемое далеким женским голосом.

Еще одной лаудой является произведение Франческо Сото де Ланга — певца-­кастрата в папской капелле. Его Giesù diletto sposo написано от лица монахини, которые считались в то время невестами Христа. Текст полон едва ли не эротических переживаний и целиком посвящен служению. Дополняет картину инструментальная Sinfonia funebre, написанная Пьетро Антонио Локателли в память о покойной жене.

Несмотря на стилистически пеструю картину из музыки разных эпох и стилей, концепция альбома оказалась довольно убедительной. Еще более убеждает великолепное качество исполнения: изысканная фразировка, летящие пассажи, понимание стиля и эпохи, привитое музыкантам под бдительным руководством Венсана Дюместра. Музыкальность не пострадала в угоду концепции, не случилось и обратного результата. Альбом стоит послушать, даже если вы не поклонник старинной музыки: качество исполнения и эстетические свой­ства выбранных композиций не смогут никого оставить равнодушным.