Пахельбель в стиле кантри События

Пахельбель в стиле кантри

В Малом зале Филармонии-2 выступил Русский гитарный квартет

Вот уже десять лет Юрий Алешников, Наталья Родионова, Владимир Иванников и Анна Иноземцева развенчивают предубеждение о том, что гитара – инструмент «легкого», неакадемического жанра и ее звучание уместно у костра или на конкурсах бардовской песни. Русский гитарный квартет – это профессиональные виртуозные музыканты, которые завоевали более пятидесяти престижных наград на всероссийских и международных фестивалях. Выступая на ведущих концертных площадках, Русский гитарный квартет представляет нетривиальные программы, показывающие широту творческих взглядов и богатый гитарный репертуар коллектива. Эта великолепная четверка исполняет и традиционные гитарные хиты, и аранжировки классических сочинений, не боясь экспериментировать с жанрами и стилями, демонстрируя непревзойденное владение своим инструментом.

Очередной концерт квартета прошел в Малом зале Филармонии-2 при полном аншлаге – послушать настоящих мастеров гитарного искусства пришли семьи и, что приятно, с детьми. Вечер состоял из двух отделений, противоположных по своей концепции: первая половина была отдана знаменитому циклу Чайковского «Времена года», во второй прозвучали сочинения, написанные для гитары, а также любопытные переложения. Концептуальным оказался и внешний вид «прекрасной половины» коллектива. Если для «классической» части Наталья Родионова и Анна Иноземцева выбрали светлые, строгие платья, то в «латиноамериканской» сменили их на эффектные пурпурные одеяния. Дополнительную атмосферу вечера создавала ведущая Наталья Панасюк, которая не просто «торжественным голосом» объявляла название каждого номера, но рассказывала несколько слов о коллективе (например, о том, что Русский гитарный квартет покорил жюри телепроекта «Квартет 4х4» на канале «Культура»).

Фортепианный цикл «Времена года» Чайковского непрост для исполнения на «родном» инструменте, тем любопытнее было услышать его в гитарном переложении Евгения Алешникова, главного дирижера Белгородского академического русского оркестра, отца Юрия Алешникова. Автор обработки бережно разложил фортепианную фактуру на четыре самостоятельных голоса, сохранив музыку Чайковского в первозданном виде. Благодаря специфическому тембру гитары эти миниатюры приобрели камерный, почти интимный характер: каждая из них стала сокровенной историей, обращенной к публике. Это можно отнести и к печально-лирической «Баркароле» («Июнь»), и к задумчивой «Осенней песне» («Октябрь»), и к таинственным «Святкам» («Декабрь»). А в таких квазифольклорных «обрядовых» пьесах как, скажем, «Масленица» («Февраль») или «Жатва» («Август»), звучание струн ассоциировалось с русскими народными щипковыми инструментами. Русский гитарный квартет представил каждую из двенадцати картин по-театральному ярко, технично, стилистически выдержанно, вновь демонстрируя крепкое ансамблевое партнерство. «Изюминкой» этого номера был приглашенный чтец – актер театра и кино Игорь Коровин, который зачитывал эпиграфы к частям, начало стихотворений Пушкина, Вяземского, Жуковского и других поэтов. Возможно, стоило бы не ограничиваться четверостишиями, одобренными Чайковским, а продолжать монолог: чтец оказался весьма убедителен в своей роли. Впрочем, тогда бы акцент внимания сместился на вербальное, а не на музыкальное, что наверняка не входило в задачу артистов.

Во втором отделении Русский гитарный квартет, как по мановению волшебной палочки, перенес куда-то в теплые латиноамериканские и европейские страны. В «Блюзилиане» Кларисы Ассад коллективу удалось передать обаяние, легкость, невероятную танцевальность современной бразильской музыки, а в сюите «Эстампы» испанского композитора Федерико Морено Торробы – изумительный по красоте национальный колорит, ритмику и характер каждого жанра. Еще одним подарком для слушателей стало исполнение знаменитой песни Ариэля Рамиреса Alfonsina y el mar («Альфонсина и море») в аранжировке Роланда Дьенса: эту трагическую историю о девушке, которая бросилась в пучину волн, музыканты представили с особым драматизмом, чувственностью, но при этом не лишая эту миниатюру песенно-танцевальных корней. По-настоящему страстным получилось исполнение «Рондо-фламенко» Павла Иванникова – пьесы-стилизации, в которой показаны виртуозные технические возможности гитары. А на «сладкое» Русский гитарный квартет приготовил «Канон ре мажор» Иоганна Пахельбеля в аранжировке своих коллег из Лос-Анджелеса. Незатейливая композиция, начавшаяся строго и благородно, внезапно переросла в настоящее кантри – музыкантам не хватало только шляп и ковбойских сапог. Публика, безусловно, осталась в восторге от такого стилистического поворота и от того, как Юрий Алешников, Наталья Родионова, Владимир Иванников и Анна Иноземцева задорно выкрикивают слово «Пахельбель». Заключительный бис не вызвал особого удивления, все уже поняли, что Русский гитарный квартет может исполнить на своих инструментах любую музыку – даже песню Volare Доменико Модуньо, которую зал подпел хором.

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады