Концерт абонемента «Другое пространство. Continuo» представит три премьеры Анонсы

Концерт абонемента «Другое пространство. Continuo» представит три премьеры

В исполнении Госоркестра Светланова прозвучат сочинения Королёва, Адеса, Янсена и Каретникова

Уже второй сезон Московская филармония проводит абонемент «Другое пространство. Continuo», воссоздающий атмосферу любимого публикой фестиваля современной музыки. 27 ноября первый концерт цикла представит Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – коллектив, при участии которого состоялось большинство важнейших событий «Другого пространства» последних лет. В лучших традициях фестиваля нынешняя программа составлена почти целиком из премьер.

Концерты цикла «Другое пространство. Continuo», как и на фестивале, представляют максимально разнообразную панораму музыки последних десятилетий: от классики послевоенного и позднесоветского авангарда до новейших произведений. Вечер откроет мировая премьера сочинения Verification петербургского композитора Анатолия Королёва. В 2019 году он отметил 70-летие, тогда же завершив первый в своей жизни балет – «Приказ короля» для театра Урал Опера Балет; постановка была выдвинута на премию «Золотая Маска» в девяти номинациях (в том числе «Лучшая работа композитора») и получила две награды. Среди произведений Королёва также Концерт для скрипки и камерного оркестра, «Еретик» для хора фаготов и оркестра, «Школа для дураков» для солистов и ансамбля на тексты из романа Саши Соколова, хоры на стихи Иосифа Бродского и Ольги Седаковой.

«Сочинение имеет подзаголовок “респонсорий для симфонического оркестра”, где каждой нечетной фразе, versus, соответствует четная – responsum, ответ. Первая половина композиции построена строго в такой форме, когда за фразой следует повторяющийся ответ, всякий раз один и тот же. Я долго не мог придумать название и обдумывал самые неожиданные варианты – “Контрфорс”, “Точка”, “Путь” и другие, так что название отчасти условно. Если кто-то найдет пересечения между этими словами, это и будет правильное название, которое мне найти не удалось. Но сама структура “вопрос-ответ” в какой-то степени и есть верификация», — поясняет Анатолий Королёв.

В центре программы – две российские премьеры. Inferno («Ад») англичанина Томаса Адеса, одного из наиболее успешных композиторов нашего времени, задуман как самостоятельное произведение, создававшееся по заказу Филармонического оркестра Лос-Анджелеса к его столетию. Сам автор называет сочинение «благодарным приношением Ференцу Листу, автору демонической музыки». Со временем замысел менялся – так возникла идея балета, а созаказчиками выступили лондонский Королевский театр Ковент-Гарден и амстердамский оркестр Консертгебау. На концертной сцене «Ад» впервые был представлен в мае 2019 года под управлением Густаво Дудамеля, на театральной – двумя месяцами позже в хореографии Уэйна Макгрегора. Затем концепция разрослась до балетной трилогии «Данте», где к «Аду» добавились «Чистилище» и «Рай». Пресса оценила «Данте» исключительно высоко, сравнив партитуру с величайшими балетами от Чайковского и Стравинского до Равеля и Прокофьева.

Второе отделение открывает российская премьера еще одного нашего современника, Концерт для скрипки с оркестром Гюса Янсена – фигуры необычной даже для исключительно разнообразного композиторского сообщества Нидерландов. Успешный академический композитор, автор нескольких опер, Янсен выступает также в джазовых и импровизационных ансамблях как пианист, клавесинист и барабанщик. В Скрипичном концерте Янсена восемь коротких частей, в четных оркестр делится на две части, играющие независимо друг от друга. При этом они аккомпанируют солисту, чья партия  выписана лишь частично, соответственно, ни одно исполнение концерта не будет похоже на другое. Вместе с Госоркестром России и дирижером Фёдором Леднёвым решать эту необычную задачу будет Елена Ревич (скрипка).

Завершит концерт Четвертая симфония Николая Каретникова, opus magnum одного из крупнейших композиторов-нонконформистов. Написанная без малого 60 лет назад, она впервые была исполнена в Москве в 1985 году под управлением Геннадия Рождественского. С тех пор симфония в России не звучала, хотя в программы своих зарубежных выступлений ее включали такие российские дирижеры, как Александр Лазарев и Валерий Гергиев. Нынешнее исполнение симфонии в нашей стране станет первым почти за 40 лет.

«Четвертая симфония Николая Каретникова, написанная языком серийной додекафонии, может открыться сегодняшнему слушателю как абсолютно современное, неординарное по эмоциональному воздействию высказывание, новаторски пересматривающее системную основу традиционного жанра. Она воспринимается как музыка завтрашнего дня, при этом музыка совершенно русская, чей внутренний трагический надрыв напоминает об отечественной традиции, восходящей к Шостаковичу и Чайковскому.

Каретников однажды сказал, что, уже переборов отчаяние, захватившее его после личной трагедии и крушения всех надежд по окончании оттепели, он бы никогда больше не написал такое страшное сочинение, как Четвертая симфония. При этом он подчеркнул, что сама по себе музыка злой и жесткой быть не может. Она может показать: вот зло, оно имеет такой вид, как вы сейчас слышите, но сама музыка по определению несет в себе позитивное начало», — рассказывает исполнительный директор Фонда Николая Каретникова Антон Каретников.

Следующий концерт абонемента состоится 15 апреля 2023 года, в программе – Реквием Дьёрдя Лигети и «Сферы» для фортепиано, вибрафона и симфонического оркестра Алексея Сысоева (мировая премьера). За пультом Российского национального молодежного симфонического оркестра – Филипп Чижевский.