Теодор, повелитель Dies irae События

Теодор, повелитель Dies irae

В Большом зале Московской консерватории вновь прозвучал Реквием Верди в исполнении musicAeterna

«Покой вечный даруй им, Господи…»

Что есть для современного человека реквием? Если задуматься, то нечто очень странное и разительно отличающееся от того, чем он является по своей сути, – посетитель концертного зала воспринимает реквием как угодно, только не как молитву об упокоении усопших душ. Воодушевленная публика, пришедшая услышать один из шедевров Верди в интерпретации маэстро Теодора Курентзиса и его коллектива, готова к сюрпризам и, в очередной раз, к разрыву шаблонов. И вот в буклете ей обещают исполнить «молитву о вечном покое». Но так ли это на самом деле? Сей опус итальянского композитора никогда не «обнимал» скорбящих и не сулил им утешение. Монументальная музыкальная фреска рассказывает об огне, о божественном гневе и лишь только о возможности прощения. Здесь нет эмпатии к «маленькому» человеку, здесь – о конечной участи всего человечества. И все это больше, чем сакральный или светский ритуал; в конце концов, это о том, что утешение нужно еще заслужить.

MusicAeterna уже не в первый раз исполняет «оперный» Реквием Верди. Одно из последних российских представлений случилось в 2019 году, еще до всех потрясений, которые предстояло пережить миру. Музыкальные критики увидели в том исполнении театр: благодаря романтическому пафосу, умело добавленному Курентзисом, литургический строй сочинения высветился объемнее и масштабнее – парадоксально, но факт. Все было окутано мрачно-ритуальной дымкой. Огромный хор, оркестр, как и сам маэстро, облачились в черные одеяния, напоминающие рясы. Квартет солистов из разных стран, пермская сопрано Зарина Абаева. Триумфально, безупречно, молитвенно…

За долгое процветание своего коллектива Курентзис сотворил иллюзорный культ «исповедания и прощения», собрал коллекцию реквиемов на любой вкус: Моцарт, Верди, Брамс, Форе, Сюмак. Конечно, самым штормовым, публичным, страстным и громогласным является здесь триллер Верди. Возвратившись к этому сочинению в смутное время, Теодор начал концертный тур с Москвы и Петербурга, намереваясь продолжить его в городах Европы – дабы напомнить о Страшном суде, смерти, о милости Божьей и вечной жизни. Неудивительно, что теперь он преподносит Реквием по-иному. На предстоящий строгий тон разговора указывало буквально все. Чуть возбужденный гул в зале – почти незаметный, прозрачный, но с легким оттенком напряжения под яркими лампами БЗК.  Преданная светская публика Курентзиса сознавала, что расслабиться не суждено, а большой барабан на сцене не сулил ничего хорошего. Постепенно собирается громадного состава оркестр и хор musicAeterna: церковные рясы сменились строгими смокингами у мужчин, женская половина оркестра в черных платьях – значит, разговор и впрямь серьезный.  Момент ожидания маэстро… концентрация напряжения уже зашкаливала, все было в предвкушении, отсутствовали и досаждающие звонки телефонов (такова сила воспитания)… И вот элегантная, властная, загадочно-мрачная фигура Курентзиса, в таком же аскетичном одеянии, как и у его подопечных, появилась за дирижерским пультом. Не католический «жрец», а что-то наподобие протестантского пастора.

Еще нужно успеть пару раз вздохнуть, чтобы затаить дыхание и уловить едва слышный шепот виолончелей. Сложнее всего поймать и запечатлеть в памяти тихие, интимные фрагменты вердиевской партитуры, но Курентзис особенно деликатен и внимателен к таким моментам. Его неповторимая пластика – вечный повод к раздорам. Дирижерские жесты гиперболизированы (не самая близкая мне манера), но через эти странные движения и взгляды он буквально общается с каждым оркестрантом и с каждым солистом хора. Пафоса на сцене привычно много, и музыкального, как бы романтического, и дирижерского, но что тут скажешь – ведь Курентзис хозяин сцены, хозяин всего действа. И повелитель Судного дня. Каждый, кто хоть раз слышал Реквием Верди, навсегда запомнил музыку средневековой секвенции как одно из самых впечатляющих выражений чистого ужаса; в нечеловеческом откровении, видать, явился композитору этот взрыв космического гнева – Dies irae. А чтобы и слушатели XXI столетия могли воспринять это откровение во всем его величии, подлинный Автор шедевра послал нам Курентзиса. Звуковая масса всего musicAeterna безжалостно обрушивается на слушателя, давя и подавляя его огненными децибелами. И коль скоро конца света не избежать, кажется даже прекрасным, что мир рушится под это шквалистое звучание… Энергия адового вихря восторгала зал, ощущение анархии, не выходящей из-под контроля дирижера, поражало. Курентзис невозмутимо вел и направлял свой оркестр.

По-разному удивил состав солистов. Среди этих вершителей человеческих эмоций выделялся контратенор Андрей Немзер – он исполнял партию меццо-сопрано. Был в этом некий барочный флер, а значит, задумка удалась! Сильный матовый тембр певца, в кульминациях временами перекрывавший даже мощный оркестр, приковывал внимание, но нисколько не нарушал целостности замысла. А вот неожиданная замена тенора – Алексей Татаринцев вместо Сергея Романовского – пожалуй, портила впечатление. Слишком оперный, слишком лиричный голос: партии  Альфреда или Радамеса подошли бы ему идеально, но эмоциональная сфера Реквиема певцу чужда.

Подчеркнутые Курентзисом эмоциональные крайности и присущий маэстро масштаб апокалиптического видения с лихвой оправдали ожидания впечатлительных московских слушателей. После исполнения держалась долгая пауза – все в воздухе еще было насыщено заключительной светоносной гармонией Libera me, публика продолжала внимать проникновенной молитве Зарины Абаевой.

Сопровождать отзыв на этот концерт эпитетами «идеально», «прекрасно», «восхитительно» нет смысла. Реквием Верди – это важное и совершенно необходимое событие, свидетелями которого мы стали. Теодор Курентзис с musicAeterna рассказал в этот вечер не о «покое». Они рассказали о том, что больше жизни… это служение свету.

«…и свет вечный да воссияет им»

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди