В Зале Чайковского отметят 90-летие Родиона Щедрина

16.12.2022
В Зале Чайковского отметят 90-летие Родиона Щедрина

Юбилейные концерты Родиона Щедрина, крупнейшего отечественного композитора, живого классика, – добрая традиция Московской филармонии: с 2007 года они проводятся каждые пять лет. Среди их постоянных участников – дирижер Валерий Гергиев, оркестр Мариинского театра, пианист Денис Мацуев, Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей». Панораму основных жанров творчества Щедрина – концерт для фортепиано с оркестром, хоровая музыка, концерт для оркестра, балет – они представляют 16 декабря, в день 90-летия композитора. Юбилейные торжества в 2022 году пройдут при поддержке гастрольно-концертного центра «Росконцерт».

Родион Щедрин – из тех фигур, что сами по себе олицетворяют отечественную музыку нескольких десятилетий. Выдающийся композитор, чьи сочинения звучат во всем мире; пианист, выступить с которым крупнейшие исполнители почитают за честь; автор воспоминаний о великих музыкантах, их друг и коллега – всех этих слов мало, чтобы обозначить масштаб личности Родиона Щедрина. Оперы «Не только любовь», «Мертвые души», «Лолита», балеты «Кармен-сюита», «Чайка», «Анна Каренина», «Дама с собачкой», Концерт № 1 для оркестра «Озорные частушки», «Музыкальное приношение» – вот лишь некоторые его произведения, премьеры которых становились событиями и каждое из которых можно без преувеличения назвать легендарным.

Начиная с 2007 года Московская филармония каждые пять лет проводит концерты музыки Родиона Щедрина с участием преданных ему коллективов и исполнителей. Среди них – Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Давид Герингас, Борис Андрианов, гобоист Алексей Огринчук, скрипачи Никита Борисоглебский, Павел Милюков, пианисты Олли Мустонен, Алексей Володин, Екатерина Мечетина – и, конечно, сам Родион Щедрин. В числе прозвучавших за эти годы сочинений были и раритеты, в том числе «Поэтория» на стихи Андрея Вознесенского, кантата «Ленин в сердце народном», Concerto dolce для альта, струнного оркестра и арфы, и ряд российских премьер – «Гейлигенштадтское завещание Бетховена», «Клеопатра и змея», Концерт для гобоя с оркестром.

Многолетнее творческое сотрудничество связывает Родиона Щедрина с Мариинским театром: на его сцене осуществлены постановки большинства опер и балетов композитора. К открытию сцены «Мариинский-2» композитор написал оперу «Левша», там же позже состоялась премьера оперы «Рождественская сказка»; оба сочинения посвящены Валерию Гергиеву и Мариинскому театру. Оркестр, хор и солисты театра – постоянные участники чествований Щедрина на сценах Московской филармонии. Осенью 2007 года, навстречу 75-летию композитора, коллектив театра под управлением Валерия Гергиева представил в Зале Чайковского московскую премьеру оперы «Очарованный странник», дав старт юбилейным торжествам.

В день 90-летия Щедрина Валерий Гергиев также проведет вечер за пультом, представляя публике лучшие его сочинения. Три из них можно отнести к разряду визитных карточек композитора: «Кармен-сюита», «Озорные частушки» и сюита из балета «Конек-горбунок». Хотя из любимых жанров Щедрина в программе не представлена опера, к ней близка русская литургия «Запечатленный ангел» для хора а cappella. Завершает программу Второй фортепианный концерт, в свое время шокировавший публику соединением элементов додекафонии и джаза; его исполнит Денис Мацуев – еще один из музыкантов ближайшего круга Родиона Щедрина. В этом сочинении композитор особенно ярко показал себя как смелый экспериментатор, чьи поиски продолжаются и сегодня.

«Моя первая встреча с музыкой Родиона Щедрина произошла в далекие детские годы во Владикавказе, – поделился воспоминаниями Валерий Гергиев. – Я был начинающим пианистом и играл его потрясающую «Юмореску», затем познакомился с «Подражанием Альбенису». Но вскоре свернул на дирижерскую тропу, где одним из подарков судьбы стало знакомство с великими Родионом Константиновичем Щедриным и Майей Михайловной Плисецкой. Разделять я их не хочу ни в мыслях, ни в рассказах, ни в воспоминаниях. Уже тогда у меня, совсем молодого дирижера, был уникальный шанс говорить об исполнении «Конька-Горбунка» с живым классиком. Щедрин для нас был не просто кумиром, но воплощением традиции: она шла от Глинки через Бородина и Чайковского, Мусоргского и Римского-Корсакова к Стравинскому, Прокофьеву, Шостаковичу и дошла до Родиона Щедрина.
Эта легендарная традиция продолжает жить в сегодняшнем огромном мире классической музыки. Достаточно вспомнить грандиозное открытие нового концертного зала в Мюнхене в октябре 2021 года, которое смотрела многомиллионная аудитория в разных странах мира: звучали блестящие произведения немецких, французских, русских композиторов. Но едва ли не кульминацией концерта, причем тихой, стали хоровые сцены из «Запечатленного ангела» Щедрина: их музыкальная ткань, содержание, краски, возвышенность, проникновенность, духовное богатство не могли не поразить всех до единого слушателей того исторического концерта. Я был счастлив, что включил в программу этот фрагмент, еще раз показавший неразрывность золотой традиции русской композиторской школы».