Садко, богатый гость События

Садко, богатый гость

В Уфе впервые поставили одну из самых известных опер Римского-Корсакова

«Не счесть алмазов в каменных пещерах…», «Город прекрасный… Веденец славный» – многие десятилетия эти номера из «Садко» были непременными атрибутами правительственных концертов, а школьникам эту музыку обязательно преподносили как образцовый пример осмысления русского фольклора.

Для Римского-Корсакова особый интерес к новгородскому гусляру не был обусловлен идеологией. В 1867 году, вернувшись из кругосветного плавания, Николай Андреевич пишет симфоническую музыкальную картину «Садко», в которой живописал историю встречи Садко с Морским царем, бешеную пляску под звуки его гуслей, от которой взбаламутился океан и стали тонуть корабли. Наверное, личный опыт путешественника получил хорошую почву для воплощения в этом сюжете, а основные музыкальные идеи потом перешли в одноименную оперу, созданную композитором намного позже, в 1896 году.

Опера-былина – такой подзаголовок не только определяет жанр, но и само течение действия. Опера многолюдна: тут и новгородские купцы, и скоморохи, и заморские гости, и обитатели подводного царства. С одной стороны, раздолье для режиссерской фантазии, с другой – риск «утонуть» в деталях, сюжетных ходах, многокуплетных хорах и танцевальных дивертисментах.

Но худрука Башкирского театра оперы и балета Аскара Абдразакова, взявшегося за это полотно, эпический стиль композитора не смутил. Напротив, он признался, что восхищается именно сказочными операми Римского-Корсакова, наслаждается картинами народных преданий и обрядов, рожденными фантазией композитора. И действительно, режиссерски все массовые сцены – в новгородских палатах, на торжище, в подводном царстве, финал оперы у стен Новгорода – проработаны очень тщательно. Перед нами были живые люди со своими характерами, повадками, не статисты, а полноценные участники драмы, разыгрывающейся на наших глазах. Сам Аскар по секрету признался, что выходил в массовке в костюмах разных персонажей, направляя и оживляя мизансцены. Делал он это деликатно, незаметно, но потом настал и его звездный час, когда он спел Варяжского гостя: в плаще с меховыми эполетами, шлеме викинга он выглядел колоритно, даже устрашающе, полностью соответствуя придуманному композитором образу грозного воина. Так что правы классики: нет маленьких ролей, большой артист сможет из любого материала сделать запоминающуюся роль. Это полностью относится и к Артуру Каипкулову, певшему в третий вечер Старчище (а накануне – Морского царя), и к Айтугану Вальмухаметову (Веденецкий гость).

А что же Садко? Как сказал художник-постановщик Иван Складчиков, это амбициозный, стремящийся войти в клан богатых людей Новгорода персонаж, который ради своих целей легко забывает и свою жену Любаву, а потом и Морскую царевну Волхову, давшую ему шанс возвыситься над толпой. На титульную партию был приглашен солист «Геликон-оперы» Игорь Морозов. Роскошный тенор очень подошел на эту роль не только по голосу, но и по типажу, создав образ лихого дерзкого парня.

Актерски он показался пластичным и психологически убедительным: с Любавой (Катерина Лейше) он держался агрессивно, выказывая ей, «жене неудачливой», пренебрежение; Волховой (Олеся Мезенцева) был очарован и выглядел романтичным влюбленным. Всю эту гамму чувств ему помогал создать оркестр под управлением Феликса Коробова, главного дирижера МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Партитура Римского-Корсакова массивна, красочна, перед дирижером стояла непростая задача, показав всю роскошь музыки, при этом сохранить баланс ансамбля. Маэстро впервые в Башкирском театре оперы и балета, и после премьеры был на большом эмоциональном подъеме. «Я с радостью принял предложение Аскара Абдразакова, мы давно с ним дружим, – рассказал перед премьерой Феликс Коробов, – да и кроме того, любые гастроли – это стимул, новые горизонты. Мы две недели провели в творческом горении с замечательной командой, спектакль получился очень зрелищным, и мне кажется, что он будет востребован публикой».

Прогноз дирижера оправдался полностью. «Невероятно красиво», – так говорили абсолютно все зрители, с которыми мы обсуждали их впечатления в антрактах. Искусно прорисованные терема, берег Ильмень-озера с узкой полоской месяца на ночном небе, вспененные волны моря синего, подводный мир… Под стать декоративному оформлению – богатство костюмов, коих в спектакле более четырехсот (их автор – также Иван Складчиков). Весь новгородский люд, купцы, скоморохи – все были одеты согласно сословиям и званиям. В Морском царстве можно описывать вообще каждый завиток у золотых рыбок, каждую складку в бирюзовых одеждах Морского царя и Волховы. Варяжский, индийский и веденецкий гости прибывали каждый со своей свитой в соответствующих одеяниях. Их знаменитые песни сопровождались колоритными танцевальными номерами рабов, одалисок и воинов. Специально поставить танцы подводного акта была приглашена народная артистка СССР Маргарита Дроздова. Так что балетная труппа была задействована почти наравне с оперной – суммарно в спектакле было занято больше трехсот человек.

Факт, что в лице Ивана Складчикова Башкирский театр оперы и балета имеет теперь художника-декоратора калибра Головина, Бенуа или Коровина, и эти отсылки к эпохе «Мира искусства» и Сергея Дягилева не фигура речи. По словам Складчикова, он хотел, чтобы зритель увидел «Садко» в духе историзма, как его понимали в конце XIX века современники Римского-Корсакова. Мы словно попали внутрь богато иллюстрированной книги, в волшебный мир, персонажами которого мы стали сами.

Это уже не первая постановка театра, выдержанная в духе «большого стиля»: в «Аттиле», «Дон Кихоте», а теперь в «Садко» сделана ставка на роскошь сценографии (бюджет постановки составил 25 миллионов рублей) и ансамбль голосов. В этом – «фишка» уфимцев, их ниша. Глава Республики Радий Хабиров, поздравляя за кулисами труппу, сказал: «Продолжайте работать в этом направлении. Я поддержу и дальше ваши проекты». И тут же задал вопрос: «А что в планах?»

Весной «Садко» обещают привезти на Историческую сцену Большого театра, где всю эту красоту получат возможность увидеть и столичные меломаны. А к лету готовится премьера балета «Рахманинов» – говорят, что он поразит воображение не меньше, чем оперы.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»