Владимир Спиваков: Музыка – это Вселенная, и за каждой одной Вселенной существует множество других Персона

Владимир Спиваков: Музыка – это Вселенная, и за каждой одной Вселенной существует множество других

28 декабря Московский международный Дом музыки отмечает 20-летний юбилей. За этот небольшой для концертного комплекса срок в нем состоялось невероятное количество знаковых событий. Среди них – фестиваль «Моцартиана» с Зальцбургским Придворным оркестром, Саулюсом Сондецкисом и Теодором Курентзисом и фестиваль Альфреда Шнитке, где выступали «Кронос-квартет» и Гидон Кремер; монофестиваль «Иоганнес Брамс» с Джоном Лиллом, Дорой Шварцберг, Томасом Зандерлингом, Окко Каму и Владимиром Федосеевым и вечер «Симфонические танцы XX века. Избранное» с участием звезд мирового балета – солистов Большого и Мариинского театров. Мировые премьеры – оратории Онеггера «Жанна д’Арк на костре» с Фани Ардан в главной роли и оперы М. Вайнберга «Пассажирка»; Рождественский фестиваль духовной музыки и фестиваль, посвященный музыке С. В. Рахманинова. Концерты «К 250-летию Л. Бетховена», «К 150-летию А. Н. Скрябина, «К 100-летию Дмитрия Шостаковича», «К 100-летию Андрея Сахарова», «К 100-летию Александра Солженицына и ставшие визитными карточками Дома музыки – Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева и замечательные фестивали «Москва встречает друзей» и «Владимир Спиваков приглашает». А сколько великих имен… Кшиштоф Пендерецкий и Джесси Норман, Лучано Паваротти и Хосе Каррерас, Кири Те Канава и Пласидо Доминго…

Основатель и президент Московского международного Дома музыки Владимир Спиваков (ВС) рассказал Татьяне Эсауловой (ТЭ) о предстоящем юбилейном концерте, метафоре времени и прочитал свои собственные стихи.

ТЭ Владимир Теодорович, вы как-то сказали, что ощущаете, как время спрессовывается. 20 лет пролетели незаметно?

ВС Время, если говорить метафорой, напоминает мне опущенную в горный ручей руку, когда вода беспристрастно и стремительно пробегает через пальцы – то быстрее то медленней. Остановить это невозможно. Но я всегда помню одно замечательное высказывание Марины Ивановны Цветаевой: «данный час – итог всех предшествующих и исток всех будущих…»

ТЭ Вы – великий труженик, но говорите, что настоящая работа должна стирать следы работы. Как скрыть следы усталости у артиста-художника?

ВС Тщательно работая над каждой программой, я, конечно же, очень устаю. После проделанной работы – «замышления» того, что будет (это ведь еще неизвестно, что будет?!), – наступает время, когда оркестр уже в едином порыве реализует те идеи, которые мне казались нужными и призывали к воплощению. В этот момент усталость как-то сама собой исчезает, остается лишь вдохновение и радость от того, что мы делаем!

ТЭ Купол Дома музыки венчает скрипичный ключ-флюгер высотой 9,5 метров. В каком музыкальном направлении сейчас он чаще поворачивается?

ВС В любом! Любые жанры, как говорил Александр Сергеевич Пушкин, кроме скучного! И, конечно, кроме безвкусного, потому-то у нас и не выступают «очень популярные артисты», – будем помнить мысль Виктора Гюго, который сказал, что популярность, это слава, разменянная на медяки.

ТЭ В фильме Антониони «Приключение» есть такие слова: «Любовь – ее еще нужно искать, а музыка всегда с тобой». Какая музыка всегда с Вами?

ВС Это невозможно определить, во мне такое ее количество! Конечно, музыка – это Вселенная, и за каждой одной Вселенной существует множество других.

Но сам Петр Ильич Чайковский сказал, что лучший дар неба для блуждающего в потемках человечества – это музыка…

ТЭ Ваш юбилейный концерт. Кто участники, как составлена программа?

ВС Выступят любимые друзьяблистательная Хибла Герзмава, солист Большого театра России Бехзод Давронов, юная пианистка Шио Окуи, солист Мариинского театра, Владислав Сулимский и Национальный филармонический оркестр России. Будет звучать музыка, которую люди знают и любят…

ТЭ Что хочется вам прочитать сейчас из ваших стихов?

ВС Нас всюду преследует выбор тревожный, и с разумом сердце сшибается в хруст, мы греемся часто у истины ложной и мерзнем у правды, щемящей как грусть…

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика Персона

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование Персона

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование

Ольга Пащенко: <br>Моцарт мыслил оперой Персона

Ольга Пащенко:
Моцарт мыслил оперой

Филипп Чижевский: <br>Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны Персона

Филипп Чижевский:
Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны