Славьте, ликуйте и праздник воспойте События

Славьте, ликуйте и праздник воспойте

Два взгляда на «Рождественскую ораторию» И. С. Баха

«Рождественская оратория» Баха – одно из самых популярных и любимых публикой сочинений, регулярно звучащее в Германии наряду с «Мессией» Генделя во время Адвента, и любой кантор, имеющий в своем распоряжении хор и камерный оркестр, считает своим долгом исполнить ораторию в это время. Солисты, как правило, приглашенные, имеют помимо оперной практики большой опыт в исполнении духовной и, в частности, барочной музыки.

Именно так прозвучало это сочинение у Кая Йоханнсена, известного российской публике в основном в качестве органиста. Он является кантором и органистом главной евангелической церкви Штутгарта Штифтскирхе с 1994 года, руководителем фестиваля «Час церковной музыки» и десятилетнего цикла с исполнением всех вокальных произведений Баха. В 2021 году в рамках этого проекта «Рождественская оратория» была исполнена Каем Йоханнсеном, инструментальным ансамблем Stiftsbarock Stuttgart и вокальным ансамблем Solistenensemble Stimmkunst. В этом году в исполнении оратории был задействован хор Stuttgarter Kantorei, основанный Йоханнсеном в 1994 году и состоящий из восьмидесяти полупрофессиональных певцов. Хор завоевал первые и вторые премии на государственных хоровых конкурсах земли Баден-Вюртемберг, в репертуаре коллектива произведения от хоровой полифонии XVIII века до нашего времени. Надо отметить, что в Германии очень распространено любительское или полулюбительское музицирование. Буквально каждый человек знаком с нотной грамотой, многие владеют игрой хотя бы на одном музыкальном инструменте. Тот, кто помимо основной профессии заинтересован заниматься музыкой более интенсивно, может записаться в хор или джаз-бенд при какой-нибудь церкви или даже стать членом полноценного оркестра. Уровень такого коллектива может быть весьма высоким, позволяющим исполнять разнообразный сложный репертуар. На концертах 2 и 3 декабря в Штифтскирхе шесть кантат, составляющих ораторию, были сыграны в два вечера; партию сопрано исполнила Анния Кристиана Адамсоне, партию альта – Генриетта Гёдде, партию тенора – Ханс Йорг Маммель, партию баса – Крешимир Стражанк.

Если говорить об исполнении в целом, то наиболее точными эпитетами, отражающими услышанное, были бы «умиротворение», «погружение в красоту звука». Конечно, среди шестидесяти четырех номеров, составляющих ораторию, есть очень разные сочинения, в разных жанрах, но все они под плавными взмахами дирижерской палочки Йоханнсена складывались в единую, очень гармоничную картину. Этому также способствовала акустика и атмосфера церкви: приглушенное освещение, мерцание свечей у алтаря, разноцветные стекла вытянутых окон. Основной акцент был сделан на качестве звучания инструментальных и вокальных пластов, при этом оркестр все-таки в большей степени играл сопровождающую роль – собственно говоря, он и был создан Йоханнсеном преимущественно для сопровождения хоровой музыки и почти не выступает с чисто инструментальными программами, а музыканты могут ротироваться. Большое внимание было уделено самому поэтическому тексту: все ударения в предложениях, расширения и ферматы были исполнены очень ясно – это помогало воспринимать произведение, ибо слово в нем является равноправным элементом партитуры.

Кай Йоханнсен

Другой вариант исполнения, концертный, состоялся 17 декабря с Фрайбургским Бах-оркестром и Бах-хором под руководством Ханнеса Райха, являющегося художественным руководителем обоих коллективов с 2016 года. Фрайбургский Бах-хор возник в сезоне 1943/1944 как студенческий хор Фрайбургского университета, который в марте 1944 года исполнил  «Страсти по Матфею» Баха во Фрайбургском соборе. Под руководством своего основателя и многолетнего руководителя Теодора Эгеля ансамбль не только превратился в формирующий институт в областной культурной жизни, но и дает многочисленные концерты в странах Европы и зарубежья, в том числе США, имея большой успех. В 1980-х годах репертуар хора был существенно расширен, в частности, установился живой контакт с хорами городов-побратимов Фрайбурга, кульминацией которого стало исполнение Девятой симфонии Бетховена в ноябре 2007 года с хоровыми делегациями из всех девяти городов-побратимов Фрайбурга. Нынешний руководитель, Ханнес Райх, – хоровой и симфонический дирижер. С тех пор, как в 2016 году Ханнес Райх получил премию Deutschen Chordirigentenpreis, он стал желанным гостем почти всех хоров немецкого радио. Он дирижировал такими коллективами, как Камерный хор RIAS и хоры Берлинского и Лейпцигского радио, также участвовал в постановках нескольких опер. Партии солистов исполнили Мелани Дреер (сопрано), Генриетта Гёдде (альт), участвовавшая в концертах 2 и 3 декабря с Йоханнсеном, Филипп Никлаус (тенор) и Симон Аменд (бас).

Исполнение оратории во Фрайбурге открывало новую грань этой музыки в более энергичных темпах и ярких контрастах. Манера дирижирования Ханнеса Райха значительно более раскованная, чем внешне спокойный стиль Йоханнсена, ведь Райх принадлежит к другому поколению и моложе своего коллеги на двадцать лет. При богатом арсенале приемов обоих дирижеров Райх не стеснялся производить также и не столь изящные внешне жесты, но зато очень эффективные, передающие живой импульс музыкантам. Уже первые такты начального хора «Славьте, ликуйте и праздник воспойте» задали витальный тон всему исполнению. Оркестр играл такую же важную роль, в некоторых случаях активно выходя на первый план. Кроме того, в составе, помимо органа-позитива, присутствовал клавесин, который Йоханнсен не использовал. Это давало возможность более разнообразно исполнить как арии, так и речитативы: в некоторых случаях сопровождение начинали играть струнные с клавесином, затем передавая эстафету органу и духовым. Одна из жемчужин оратории – уникальная ария сопрано Flößt, mein Heiland из четвертой кантаты, в которой присутствует вторая певица, исполняющая партию эхо. На обоих концертах она находилась на балконе, но в Штифтскирхе реплики гобоя, записанные Бахом в нюансе piano, также игрались вторым исполнителем, стоявшим за стеной по другую сторону алтаря, в результате чего возникал поразительный стереофонический эффект, усиленный церковной акустикой. Хотелось бы особенно отметить Райнхольда Фридриха, гениально сыгравшего во Фрайбурге партию первой трубы, сочетающего в своей концертной практике игру на исторической и современной трубе. Его дебют состоялся в 1982 году на фестивале Berliner Festwochen c исполнением Секвенции №10 Лучано Берио и в 1994 году в Большом зале Musikverein в Вене с Концертом для трубы Йозефа Гайдна, сыгранным на исторической трубе с клавишами. Партия альта, как и на концертах в Штутгарте, стала настоящим открытием: бархатный и глубокий тембр Гёдде завораживал. В репертуаре певицы ряд оперных ролей в нескольких немецких театрах, она является обладательницей престижной премии Роберта Шумана.

Ханнес Райх

В настоящее время «Рождественская оратория», как и другие, любимые публикой барочные произведения, в Европе все чаще можно услышать на исторических инструментах. Их особое звучание помогает приблизиться к замыслу автора, который нуждается в интерпретации талантливых, внимательных ко всем деталям дирижеров и исполнителей. Но не менее важным является и запрос публики: общая культура слушателей, традиция любительского музицирования также ускоряют процесс общего музыкального развития во всем мире, а чем выше уровень культуры, тем лучше живет и созидает все человечество.

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады