Праздник к нам пришел События

Праздник к нам пришел

Музыканты из Екатеринбурга представили в ГРАУНД Солянке программу «Ночь после Рождества»

Большинство выпускников столичных консерваторий заточены на конкурсные выступления и доводят до блеска довольно ограниченный набор классических произведений. Далеко не все исполнители создают по-настоящему оригинальные программы, взаимодействуют с контекстом, историческим или вообще культурным. Концерт «Ночь после Рождества»,  представленный екатеринбургскими музыкантами в «ГРАУНД Солянке», – идеальный пример того, как можно сочетать музыку разных стилей и периодов.

При составлении тематических программ, и уж тем более новогодних, существует опасность, что все превратится в обыкновенный праздничный плейлист из всеми любимых произведений, без какой-либо интересной концепции. Но музыкантам из Екатеринбурга абсолютно точно удалось избежать такого банального сценария. Куратором концерта выступил Богдан Королёк – один из перспективных российских критиков, музыкальную составляющую представляли сопрано Ольга Семенищева и пианисты Герман Мархасин и Германн Фидлер.

Герман Мархасин и Ольга Семенищева

В их концерте тема Рождества раскрывалась не столько напрямую, сколько косвенно, интуитивно. Непосредственно с праздником были связаны наиболее традиционные опусы – песни Мориса Равеля и Габриэля Форе, а также фортепианная Маленькая сюита на Рождество Джорджа Крама. Остальные пьесы, не имеющие прямого отношения к теме, действовали скорее на ассоциативном уровне.

Несмотря на то, что большинство произведений вряд ли знакомы многим слушателям, эта программа совсем не казалась трудной для восприятия. Во-первых, потому что концерт получился компактным, а сочинения драматургически органично вытекали одно из другого, и во-вторых, благодаря невероятно артистичному выступлению музыкантов. Мархасин виртуозно лавировал между разными композиторскими эстетиками и очень убедительно играл на всех частях инструмента. В сюите Крама рояль из клавишного превратился в гибрид ударного и струнного, а в «Детских играх» Хельмута Лахенмана и Девяти багателях Юрия Красавина переосмыслялись самые простые типы структур (фактуры, фразы и т. д.). Восторг у публики вызвало выступление Фидлера: пьесу-страшилку Владимира Раннева «Пианино» он воплотил с неподдельной юношеской обаятельностью и веселостью. Если Мархасин показывал самые разные возможности звучания рояля, то Семенищева раскрывала контрастные вокальные стили: от позднеромантического в Равеле и Форе до почти что популярной манеры в песнях Джона Кейджа. Наиболее радикальными в этой программе оказались «Три детских сценки» Александра Мосолова – сочинение юмористическое и театральное, в духе знаменитого цикла «Детская» Модеста Мусоргского.

Германн Фидлер

С программой «Ночь после Рождества» музыканты до Москвы выступали уже в нескольких городах, но именно в «ГРАУНД Солянке» получилось еще очень интересное сочетание концерта с инсталляцией «Что делать?». Через объекты – наивные, пестрые и красочные, как новогодние поделки, – художники отвечали на простые и вместе с тем безумно сложные вопросы о том, как жить и находить что-то позитивное в сложных ситуациях. Концерт, где темы детства и праздника проходили красной нитью, вступал в диалог с экспозицией, и в нем тоже можно было найти если и не совет, то способ утешения.

Если возвращаться к главному вопросу инсталляции «Что делать?» и адресовать его музыкальным менеджерам Москвы, то им следует налаживать контакты с региональными исполнителями и всячески помогать ребятам с организацией концертов, а публике точно нужно следить за графиком выступлений екатеринбургских музыкантов и обязательно заносить эти даты в свои календари.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»