Мариинский театр приурочил концерт к 80-летию Сталинградской битвы

31.01.2023
Мариинский театр приурочил концерт к 80-летию Сталинградской битвы

2 февраля Мариинский театр посвящает один из своих концертов 80-летию окончания Сталинградской битвы. Эта невиданная по своему размаху, напряжению и значению битва, переломившая ход всей Второй мировой войны, продлилась с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года и завершилась полной победой советских войск. В этот памятный вечер в Концертном зале прозвучат Камерная симфония Дмитрия Шостаковича – Рудольфа Баршая, кантата «Военные письма» Валерия Гаврилина и «Маленький триптих» Георгия Свиридова. Вокальные партии исполнят Анна Кикнадзе (меццо-сопрано) и Григорий Чернецов (баритон). За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра — Николай Хондзинский.

Камерная симфония Дмитрия Шостаковича представляет собой версию для струнного оркестра его Восьмого квартета, посвященного памяти жертв фашизма и войны. Транскрипцию с согласия композитора выполнил альтист и дирижер Рудольф Баршай. Как оригинальный, квартетный вариант, так и Камерная симфония пользуются большой популярностью на академической сцене. Квартет открывается темой-монограммой Шостаковича (d–es–c–h), которая проходит через все пять частей. Автопортрет композитора дорисован с помощью тем из его Первой, Восьмой, Десятой симфоний, оперы «Леди Макбет Мценского уезда», фортепианного трио и виолончельного концерта. «Намеками» проходят темы из Траурного марша Вагнера, Шестой симфонии Чайковского, а также революционная песня «Замучен тяжелой неволей».

«Военные письма» Валерия Гаврилина — это вокально-симфоническое произведение, созданное композитором в 1976 году. Его премьера состоялась весной того же года в Ленинграде, в Большом концертном зале «Октябрьский». Предназначая сольные партии известным ленинградским эстрадным певцам Таисии Калинченко и Эдуарду Хилю, в партитуре композитор вместо обычного точного определения голоса написал просто женский и мужской. «Это драма о женщине, у которой любимый человек погиб во время войны, а она продолжает его ждать и до сих пор», — рассказывал композитор в одном из интервью. От первого выразительного, отрывистого и громогласного номера «Что мои-то ясны очи» до последнего, двенадцатого, самого протяженного «Май зеленый» с нежным и прозрачным звучанием оркестра, «Военные письма» рассказывают проникновенную историю о любви и вечной разлуке.

«Маленький триптих» – образец инструментальной музыки в зрелом творчестве Георгия Свиридова и одно из немногих его сочинений для симфонического оркестра. Взятое из живописи название «триптих» соотносится с трехчастной структурой цикла, а тип высказывания, выработанный Свиридовым в хоровой музыке, перенесен здесь в оркестр.