Марин Олсоп обиделась на создателей фильма «Тар»

31.01.2023
Марин Олсоп обиделась на создателей фильма «Тар»

Американская скрипачка и дирижер, руководитель Балтиморского симфонического оркестра, Симфонического оркестра Венского радио, фестиваля Ravinia Марин Олсоп поделилась в интервью The Times, что чувствует себя оскорбленной из-за того, что в драме Тодда Филда «Тар» (претендент на «Оскар» в шести номинациях) использована ее собственная биография.

«Мне довелось узнать об этом фильме в конце августа, и я была поражена, что никто меня не уведомил об этой работе, – рассказывает Олсоп. – Многие поверхностные аспекты в “Тар” оказались заимствованными из моей жизни (к примеру, Лидия Тар по сценарию является ученицей Леонарда Бернстайна, как и Марин Олсоп. – Прим. ред.). После просмотра фильма, впрочем, меня это больше не волновало, так как я была просто оскорблена: как женщина, как дирижер, как представительница меньшинств. Более всего разрывает сердце тот факт, что героиню изобразили абьюзером. Я думаю, что многих женщин, многих феминисток должно это встревожить, ведь на самом деле речь идет не о женщинах-дирижерах, не так ли? Речь идет о женщинах-лидерах в нашем обществе. Существует так много реальных мужчин, о которых мог бы рассказывать этот фильм, но вместо этого в центре повествования оказывается наделенная всей мужской атрибутикой женщина. То есть перед нами – антиженщина. Предполагать, что представительницы прекрасного пола будут вести себя так же, как самцы, или станут истеричными, сумасшедшими, безумными, – значит увековечивать то, что нам уже столько раз доводилось видеть на экране».

Премьера «Тар» состоялась в сентябре 2022 года на Международном кинофестивале в Венеции. Критика на фильм оказалась неоднородной. В частности, американский музыковед Марк Свид упрекнул создателей в «мелочном тоне» киноленты. Дирижер Леонард Слаткин назвал «Тар» «производящим впечатление и разочаровывающим одновременно» («Некоторые сцены изображают ситуации, которые могут показаться правдоподобными дилетанту, но никогда не практикуются в реальной жизни»). Норман Лебрехт, автор нашумевших бестселлеров «Кто убил классическую музыку?» и «Маэстро миф» отметил, что слабым местом «Тар» является отсутствие какого-либо персонажа, центрального или второстепенного, к которому мы могли бы испытывать хоть каплю симпатии: «Дирижер Бланшетт – сексуальный хищник, в котором очень мало обаяния или утонченности. <…> Ни один успешный дирижер в наше время не продвинулся далеко без запаса личной теплоты. У Тар, похоже, этого нет. Когда пошли финальные титры, моим всепоглощающим чувством было облегчение».

Тодд Филд снял фильм о выдуманном персонаже, Лидии Тар, которая добилась внушительных успехов в исконно мужской профессии – симфоническом дирижировании. Она становится первой в истории женщиной во главе Берлинского филармонического оркестра. На новом посту героиня Кейт Бланшетт приступает к репетициям Пятой симфонии Малера. Когда становится известно, что одна из ее бывших подопечных совершает суицид, безупречная репутация дирижера оказывается под угрозой.