Алексей Кулагин: Конкурсы держат меня в тонусе Персона

Алексей Кулагин: Конкурсы держат меня в тонусе

Победитель I Международного конкурса вокалистов Хиблы Герзмава бас Алексей Кулагин (АК) рассказал в интервью Сергею Буланову (СБ) о причинах «бесконечного» участия в конкурсах и своих реакциях на комментаторский хейт, а также о ближайших европейских контрактах и планах спеть цикл Мусоргского «Песни и пляски смерти».

СБ Алексей, вас уже все спросили, на что потратите главный приз – 2,5 миллиона рублей?

АК Да, всех это интересует в первую очередь! Потрачу на подарки родителям и близким. Навещу первых педагогов в Орле. И думаю, что эти деньги могут пригодиться для первого взноса на ипотеку – хочу купить квартиру.

СБ В Москве?

АК Да. У меня здесь жена – солистка «Геликон-оперы» Елизавета Кулагина. Меня сейчас не было в России полгода, и я очень тосковал. При частых разъездах очень хочется иметь свой уголок, куда всегда бы хотелось вернуться.

СБ Как жена относится к тому, что вы в постоянных разъездах?

АК Мы делаем визу, и она приезжает ко мне. Никаких проблем. Разъезды – наша реальность, часть работы. В России карьера хорошо складывается, если артист параллельно выступает на Западе, с этим сложно поспорить. Но я хочу и был бы рад петь в своей стране, у многих получается совмещать.

СБ Скоро у вас по плану интересный проект на Зальцбургском фестивале – «Макбет» Верди в постановке Кшиштофа Варликовского.

АК Я недавно стажировался у них в Молодежной программе. В «Макбет» спою партию Доктора и буду страховать Банко. Но перед этим, в марте, я полечу в Амстердам. Кстати, везде «российский десант»: в Зальцбурге буду петь с Асмик Григорян и Владиславом Сулимским, а в Амстердаме «Марию Стюарт» с Кристиной Мхитарян и Айгуль Ахметшиной. Еще в моих ближайших планах «Турандот» и «Вольный стрелок» в Дрездене.

СБ Вы уже с агентом, естественно?

АК Да, я в агентстве Алессандро Ариози.

СБ Расскажите по горячим следам, какие у вас впечатления от только что завершившегося Конкурса Хиблы Герзмава?

АК Впечатления самые лучшие, хотя конкурсный период оказался непростым. Я вернулся в Россию 7 января, у меня не было достаточного перерыва до начала прослушиваний. Перед третьим туром я проснулся совершено без голоса, говорил в большой октаве из-за того, что репетировал каждый день без отдыха, даже в дни прослушиваний.

СБ Как восстанавливались?

АК Принимал витамины, работал с высоким контролем вокальной техники. Оркестр Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко под руководством Арифа Дадашева оказался очень гибким в плане динамических оттенков, можно было добиваться интересных красок.

СБ Как вам акустика этого театра? Все туры проходили на основной сцене.

АК Очень сложная акустика. Там нет привычного отзвука, поэтому иногда хочется «поддать». Форсировать категорически нельзя, поскольку в зале очень хорошо слышны все вокальные огрехи.

СБ Знаете, что вас сильно хейтили? Особенно те, кто смотрели конкурс по трансляции.

АК Меня не хейтили только в Грузии, потому что я не знаю грузинского языка. Это шутка, конечно. В Грузии замечательно встречали, многие до сих пор пишут, что следят за моей карьерой и поздравляют с новыми свершениями. И еще не хейтят в Европе – там совершенно иное отношение к конкурсантам.

Я перестал переживать из-за комментариев во время конкурса «Хосе Каррерас Гран-при». Во время моего исполнения арии Руслана, где в первой части я делал пиано и тонкую нюансировку, кто-то написал, что у меня вообще нет голоса и пою я ужасно. Когда началась быстрая часть, этот же человек прокомментировал, что благодаря каким-то связям мне наконец-то включили подзвучку. Это было потрясающе! Однако я всегда прислушиваюсь к ценным советам.

Большие голоса плохо ложатся на запись. Мой голос обычно уходит «за» микрофон, весь звук в зале. Профессиональные вокальные записи встречаются крайне редко, их очень сложно сделать.

СБ Вы получили спецприз от «Фирмы Мелодия» – запись диска. У них работают высококлассные специалисты, все должно получиться хорошо. Уже предполагаете, что будете записывать?

АК У меня есть мечта записать романсы Василия Калинникова – моего земляка из Орловской области. В основном он знаменит хоровой и симфонической музыкой, но у него есть несколько интересных романсов, которые редко исполняют, они никогда не были записаны. Кроме того, мне бы хотелось записать «Песни и пляски смерти» Мусоргского.

СБ Побойтесь Бога!

АК Почему?

СБ Рано…

АК Нет! Я чувствую это произведение. Мусоргский все уже сделал в нотах, нужно только правильно прочитать. Нельзя идти по ложному прямолинейному пути, что «вот здесь поет мама, а здесь смерть». Музыка не театральная.

СБ О чем этот цикл, на ваш взгляд?

АК Я сейчас шел на интервью и как раз слушал «Песни и пляски» в исполнении Дмитрия Хворостовского и Ивари Илии – одно из лучших прочтений. У меня несколько версий содержания, которые меняются в течение жизни. Думаю, Мусоргский, «одушевляя» смерть, хочет показать нам, что она не страшна. Она забирает людей не из подлости. Этот цикл – возможность познакомиться со смертью. Мусоргский не смеется и не иронизирует над смертью, как Сен-Санс, например. Мне кажется, он ее уважает. Нечто похожее есть и в «Борисе Годунове».

СБ Правда. Даже чисто интонационное сходство музыкального языка.

АК Да, поэтому я очень хочу спеть Бориса. Наверное, психофизически созрею для него раньше, чем мой голос. Остается ждать. Я уже сейчас морально готовлюсь: ищу необходимое состояние наваждения, беспричинного страха.

Василий Ладюк спел с Алексеем Кулагиным во втором туре Конкурса Хиблы Герзмава

СБ Какие еще партии вам интересны?

АК Руслан, например. Мне интересна эта опера Глинки о взрослении, мужском становлении – история внутренней борьбы с самим собой. Хочу также спеть в «Дон Жуане» Моцарта главного героя, потому что Лепорелло не для меня: не мой психотип, по крайней мере, не могу сыграть слугу в привычной трактовке. Мне кажется, Лепорелло не глуп и явно за долгое время многое перенял от Дон Жуана.

СБ Вернемся к конкурсам. Сколько вы уже их собрали в свою творческую коллекцию?

АК Страшно называть такие цифры. Конкурсы Отса, Охотникова, Каррераса, Образцовой, Вишневской, Opera Crown в Тбилиси, Виньяса, Мартон…

СБ Конкурс Хиблы Герзмава стал последним? Или еще на «Опералию» поедете?

АК У меня есть незакрытый гештальт с Конкурсом Чайковского. Я вырос, слушая его лауреатов, хочется поучаствовать. Но теперь столь престижное звание обладателя Гран-при Конкурса Хиблы Герзмава добавляет еще больше ответственности.

СБ Зачем вам это нужно? На Конкурсе Хиблы Герзмава у вас фактически не было конкурентов. В чем интерес?

АК У меня перед каждым конкурсом появляется ощущение, что я не пройду во второй тур. Я начинаю полировать все произведения до блеска – не могу позволить себе халтурить. Этот процесс двигает меня вперед, держит в тонусе и помогает развиваться. Я тщательно репетирую программу каждого тура ради качества, не преследуя спортивные или финансовые интересы.

Если выбирать конкурс или партии, я выберу партии. Но пока у меня есть возможность совмещать. Благодаря конкурсам мы становимся лучше – каждый в своей профессии.

СБ Давайте напоследок обсудим ваш необычный путь в профессию – от экономиста к оперному певцу.

АК Петь я захотел внезапно в пятнадцать лет. На первом прослушивании своей будущей учительнице спел песню одной панк-группы с текстом: «Больно бывает часто мне, отсюда следует урок: если тусуешь ночью ты – носи в кармане молоток». Так «началась» моя карьера!

При выборе профессии мне приходилось слышать разговоры о том, что пение – это хорошо, но я не смогу этим прокормить семью.  После окончания школы с золотой медалью я поступил в университет на экономический факультет, где был также отличником, параллельно учась в Орловском музыкальном колледже. Однако после второго курса университета понял, что так дальше продолжаться не может, и решил полностью сконцентрироваться на музыке. Вскоре стал студентом Петербургской консерватории, а впоследствии мне посчастливилось попасть в Молодежную оперную программу Большого театра под руководством Дмитрия Юрьевича Вдовина, к высочайшему уровню которой, к сожалению, до сих пор не приближается ни одно учебное заведение в России.

СБ Вокальное образование поначалу шло не очень гладко?

АК В консерватории был период, когда я не мог допеть до конца ни одной арии и хотел бросить вокал. Тогда, кстати, открыл небольшой бизнес – сначала поставил в консерватории вендинговые автоматы, куда загружал воду и шоколадки. Потом открывал кофейни, позже был более крупный общепит. Я делал это с удовольствием. Думаю, у меня есть два главных таланта – музыкальный и организаторский.

СБ Отлично, в жизни точно не пропадете.

АК Я сейчас живу свою лучшую жизнь, мне грех жаловаться.