События марта Анонсы

События марта

Алена Верин-Галицкая,
музыковед, певица

7–8 марта
БАРОЧНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ОПЫТЫ СЕРДЦА И УМА»
ÎLE THÉLÈME, МОСКВА

Старинная музыка в России — все еще крайне узкий сегмент музыкантов и их слушателей. Но в отличие от ситуации последней трети XX века, когда почти все музыканты-старинщики стремились уехать на Запад, сейчас в России уже существует стабильное и растущее сообщество.

Культурное пространство Île Thélème предлагает посетить камерный фестиваль, в рамках которого будут презентованы разные стороны культурной жизни XVII–XVIII веков. Теоретическая часть включает мастер-класс Даниила Ведерникова, где он рассмотрит барочный сценический жест и голос, а Константин Чувашев в своей лекции расскажет про танец эпохи барокко — прямой предок нам знакомого балета. В рамках практической части зритель может посетить три концерта, главным образом с французской музыкой. Кроме того, посетителей ждет буфет с исторической кухней и возможность увидеть танцевальные реконструкции.

10 марта
N’CAGED
«A CAPPELLA XVI–XXI. МОТЕТЫ, МАДРИГАЛЫ, ПЕСНИ»
АРСЕНАЛ, НИЖНИЙ НОВГОРОД

Вот уже десять лет ансамбль N’Caged стоит в авангарде современной вокальной музыки. Композиторы мечтают с ними сотрудничать, лучшие российские фестивали приглашают их с сольными концертами, а публика получает возможность познакомиться с передовой музыкальной мыслью в отличном исполнении.

В Нижний Новгород квартет привозит программу, в успехе которой можно не сомневаться. Отдельные ее части были неоднократно представлены в других проектах. Концерт тематически связан с выставкой «Названо Вазари. Возрождение»; так же, как и на выставке, музыканты осмысляют связь прошлого и настоящего. Композиторы Ренессанса Палестрина и Аркадельт соседствуют с нашими современниками Сысоевым и Горлинским. Что из этого получится — смогут ответить нижегородцы и гости города.

10–11 марта
ГРУППА OTYKEN
ИЗВЕСТИЯ HALL, МОСКВА
КЛУБ SOUND, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Первобытный перформанс или сибирский шаманизм? За последние годы появилось большое количество музыкальных групп, обращающихся к фольклору народов России. Неверно утверждать, что раньше их не было, но сейчас значительно выросло качество. OTYKEN — один из российских этнических коллективов, на который стоит обратить внимание.

Группа получила популярность в азиатском сегменте Тик-Тока и среди американских индейцев, с гордостью говорящих о своих сибирских предках. И действительно, глядя на выступления OTYKEN, складывается образ, близкий как культуре индейцев, так и айнов — коренного населения Японии. Зрители могут услышать песни на чулымском языке, носителей которого осталось всего 44 человека (по данным переписи 2010 года). Также музыканты исполняют песни на хакасском и русском языках, но с неизменным первобытно-сибирским колоритом. В своих аранжировках группа использует этнические инструменты (барабаны, варган, рога крупных копытных, «маракасы» из костей), совмещая их с современными — бас-гитарой, синтезатором и электронными семплами, микс дополняет горловое пение и пронзительный голос солистки. Результат впечатляет.

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

4 марта
ТРЕТЬЯ СИМФОНИЯ ГУСТАВА МАЛЕРА
МКЗ «ЗАРЯДЬЕ»

Третья симфония Малера длится не менее полутора часов и для ее исполнения требуются серьезные оркестровые и певческие ресурсы, уступающие лишь тем, что Малер использовал в Восьмой симфонии. Кроме того, Третья симфония — вероятно, одно из наиболее полных изложений мировоззрения композитора, запечатленное языком музыки. «На самом деле определение “симфония” здесь не совсем уместно, поскольку она совершенно не соответствует традиционной форме. Но “симфония” для меня означает построение мира с использованием всех доступных технических возможностей», — писал Малер своему близкому другу скрипачке Натали Бауэр-Лехнер.

В Третьей симфонии композитор по-прежнему ищет ответ на тревожившие его метафизические вопросы, однако в этот раз его размышления приобретают черты гуманистических манифестов. В центре его внимания — сама жизнь в ее естественном течении, а не божественное обещание вечного блаженства в загробной жизни, как было во Второй симфонии.

Свою трактовку этого эпического произведения представят ГАСО имени Е. Ф. Светланова, вокальный ансамбль Intrada, хор мальчиков Хорового училища имени А. В. Свешникова. Дирижер — Александр Лазарев, солистка — Олеся Петрова.

8 марта — 16 октября
ТРАНССИБИРСКИЙ АРТ-ФЕСТИВАЛЬ

Транссибирский фестиваль давно стал одним из главных культурных событий восточной части России и прочно занял свою нишу. В этом году он отпразднует первый крупный юбилей — десятилетие со дня основания. С самого начала одной из важнейших его традиций является премьерное исполнение пьес, созданных композиторами-современниками, в том числе по заказу фестиваля: Вадим Репин, возглавляющий «Транссиб», и его коллеги ранее представляли музыку Софии Губайдулиной, Арво Пярта, Александра Раскатова, Марка-Энтони Тёрниджа, Леры Ауэрбах, Афродиты Райкопулу, Ильи Демуцкого и других. В программе нынешнего фестиваля — две премьеры. Впервые в России прозвучит Скрипичный концерт азербайджанского автора Полада Бюль-Бюль оглы. Произведение создано специально для Вадима Репина, ему же доверено первое в мире исполнение Скрипичного концерта Михаила Плетнева. Один из крупнейших представителей российской фортепианной школы практически неизвестен широкой публике как автор музыки, а между тем ему принадлежат Триптих для симфонического оркестра, Фортепианный квинтет, Фантазия на казахские темы для скрипки с оркестром, «Классическая» симфония, посвященный Юрию Башмету Альтовый концерт. Интерес Плетнева к струнным инструментам вылился в написание Скрипичного концерта, который Вадим Репин представит вместе с Российским национальным оркестром под руководством Алессандро Кадарио. Произойдет это 30 марта в Новосибирске. В программе также заявлены Второй концерт для скрипки с оркестром Прокофьева и Вторая симфония Брамса.

10 марта
«ТРИУМФ ДЖАЗА»
МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОМ МУЗЫКИ

«Именно искусство и все, что связано с прекрасным, позволяет нам не опуститься, оставаться людьми. А потому нам ни в коем случае нельзя останавливаться, ведь джаз — часть этого прекрасного», — считает Игорь Бутман. В Доме музыки прославленный саксофонист и приглашенные им музыканты, в числе которых — солистка МАМТ Хибла Герзмава, откроют XXIII Международный фестиваль «Триумф джаза». На протяжении двадцати трех лет Бутман с успехом представляет российской публике выдающихся представителей джазового направления. В разные годы на фестивальную сцену выходили настоящие легенды: Билл Эванс, Маккой Тайнер, Ди Ди Бриджуотер, Дэйв Холланд, Гэри Бертон, Ли Кониц, Ли Ритенаур и многие другие.

В этот раз события «Триумфа джаза» охватят площадки трех городов: с 10 по 12 марта локацией фестиваля будет столица (кроме ММДМ, концерты пройдут также в Джаз-клубе Бутмана), 13 марта фестиваль переместится на берега Невы, в Санкт-Петербург (БЗК «Октябрьский»), а 14 марта завершится в городе оружейников — Туле (Тульская областная филармония). Основную программу дополнят очередной конкурс «Детский Триумф джаза» и большая образовательная часть в партнерстве с культурными площадками Москвы.

На фото сверху: сибирская фолк-поп группа OTYKEN