Ламмер-вайн для музыкантов Мюнхена История

Ламмер-вайн для музыкантов Мюнхена

Один из старейших европейских оркестров отмечает 500-летие

Баварский государственный оркестр прошел поистине впечатляющий путь — от придворной капеллы, датой основания которой принято считать 1523 год, до наших дней. В видении интенданта Баварской оперы Сержа Дорни «это путь от Орландо ди Лассо к Георгу Фридриху Хаасу». История коллектива исчисляется веками, и многие ее страницы посвящены премьерам таких значимых для мировой культуры сочинений, как первая «взрослая» опера Моцарта «Идоменей» (Мюнхенская постановка оказалась единственной при жизни композитора) или музыкальная драма Вагнера «Тристан и Изольда» (оркестром дирижировал Ганс фон Бюлов). Это лишь пара примеров, список поистине огромен и простирается вплоть до Ариберта Раймана, Вольфганга Рима, Ханса Вернера Хенце, Йорга Видмана, Мирослава Срнки и Бретта Дина.

Среди руководителей Баварского оркестра были настоящие титаны — Рихард Штраус, Бруно Вальтер, Георг Шолти (все они пришли в коллектив, когда им еще не исполнилось сорока лет). Нельзя не назвать имена и других главных дирижеров, в творческой биографии которых Мюнхен занял особое место: Рудольф Кемпе, Ференц Фричай, Йозеф Кайльберт, Вольфганг Заваллиш, Зубин Мета, Кент Нагано, Кирилл Петренко, Владимир Юровский.

История возникновения Баварского государственного оркестра тесно связана с хрониками династии Виттельсбахов. В театре по сей день можно увидеть ложу для представителей этого древнего немецкого рода. Покровителем же юбилейного для оркестра года выступает 89-летний герцог Франц Баварский (его прадед Людвиг III был последним правящим монархом в Баварии до низложения в 1918 году). Семья Виттельсбахов испокон веков интересовалась музыкой (в исторических документах упоминаются самые разнообразные составы камерных ансамблей, которые выступали при дворе) и, насколько это было возможно, оказывала влияние на музыкальный ландшафт. В 1450 году герцог Альбрехт III — покровитель искусств и очень религиозный человек — перевел из Нюрнберга в Мюнхен знаменитого слепого органиста-­виртуоза Конрада Паумана — основоположника немецкой органной музыки. В 1519 году, когда император Максимилиан I скончался и его знаменитая придворная капелла была распущена, некоторые из лучших музыкантов того времени оказались не у дел. Виттельсбахский Герцог Вильгельм IV использовал эту ситуацию в свою пользу, переманив исполнителей, включая тромбониста Йоханнеса Штойделя и автора духовных полифонических песен, мастера контрапунктической техники швейцарского композитора Людвига Зенфля. Герцогская капелла была не столь представительной и мощной, как бывшая императорская, но Зенфль увидел в этом для себя перспективу. При баварском дворе в его задачи входило создание репертуара для ежедневной церковной службы. Об успешности этой работы Зенфля свидетельствуют многочисленные хоровые сборники, сохранившиеся в архивах Баварской государственной библиотеки. С годами капеллу удалось расширить, и к 1550 году, когда Вильгельм IV умер, штат придворных музыкантов достиг значительного количества: руководящий 24 оркестрантами капельмейстер, девять певцов, органист, лютнист, скрипач, три тромбониста, десять трубачей, исполнитель на цинке и литаврист. Шесть лет спустя современник Палестрины франко-­фламандский композитор Орландо ди Лассо в статусе придворного капельмейстера смог закрепить и приумножить этот успех: под его руководством капелла не только пополнилась новыми талантами, но также получила известность за пределами страны.

Музыканты оркестра и сопрано Берта Морена (в середине), 1908

Исследователь Штефан Гаш в своей монографии «Многоголосные произведения Мюнхенской придворной капеллы в первой половине XVI века: литургический контекст и история развития репертуара» приходит к выводу, что приглашение в 1523 году Людвига Зенфля и последовавшее за этим повышение уровня исполнения музыки стало отправной точкой для будущего Баварского государственного оркестра. Нотный фонд капеллы постепенно пополнялся сочинениями, приуроченными к определенному поводу (кроме богослужений, придворный оркестр выступал также на балах, фанфарами возвещал о начале торжественных церемоний), и все задействованные в премьерах музыканты должны были обладать навыками чтения нотного текста. Важно также было беспрекословно следовать своей партии, отказавшись от импровизации. Зенфлю удалось установить высокую планку, приняв решение приглашать в капеллу только квалифицированных музыкантов. Таким образом, был заложен фундамент профессионального музицирования на службе баварских герцогов, королей и впоследствии Свободного государства Бавария. Универсалы, которые раньше могли играть на разных инструментах, уступали место узкопрофильным специалистам. Мюнхен же постепенно превращался в важный интеллектуальный и культурный центр Европы.

«Учреждение в 1811 году для мюнхенской буржуазии серии “Академических” концертов, продолжающейся и по сей день, свидетельствует о глубокой связи оркестра с городом и его жителями, связи, которая не иссякла даже спустя более двухсот лет», — говорит Владимир Юровский, нынешний генеральный музыкальный директор Баварской оперы и главный дирижер оркестра. Он, а также его предшественники на этих постах, музыканты, оказавшие существенное влияние на звучание, репертуар и художественный курс коллектива — Зубин Мета, Кент Нагано, Кирилл Петренко, — приглашены для празднования 500-летия оркестра. Каждый из них по случаю торжества заказал наиболее интересным композиторам новое сочинение. «Для нас взгляд в прошлое возможен только с позиции дня сегодняшнего», — поясняют эту инициативу в коллективе.

За дирижерским пультом Баварского государственного оркестра — Владимир Юровский (2022)

Благодаря гибкости, открытости, и, прежде всего, страсти к музыке, Баварский государственный оркестр стал тем, чем он является сегодня. Его способность исполнять сочинения самых разных стилей и эпох впечатляет. Разнообразие его деятельности — в опере, в балете, в симфоническом репертуаре, в камерной музыке — определило облик оркестра и сделало его одним из лучших в мире. «Он обладает необыкновенным звучанием, способен демонстрировать огромное богатство красок, — считает Серж Дорни. — С огромной благодарностью я думаю о десятках тысяч музыкантов, известных или безымянных, которые помогали создавать Баварский государственный оркестр на протяжении столетий и тем самым внесли значительный вклад в музыкальную жизнь нашего города. Нам повезло, что у нас есть не только исторические свидетельства успеха Баварского государственного оркестра, но также и актуальные носители информации — CD и DVD. В этой сокровищнице — огромное количество произведений, исполненных под руководством величайших дирижеров и выпущенных на известных лейблах. Так что мы можем оптимистично смотреть в будущее. Желаем нашему оркестру еще пять веков музыки, а всем его музыкантам — насыщенной и счастливой жизни».