SARAH DAVACHI <br> TWO SISTERS <br> LATE MUSIC Релизы

SARAH DAVACHI
TWO SISTERS
LATE MUSIC

Соединить дроун и вокальную музыку раннего Ренессанса? Вполне возможно, если вы слушаете Two Sisters Сары Давачи. В новом альбоме канадской саунд-­артистки пересекаются архаика и современность — хрупкие голоса, исполняющие древние песнопения, растворяются в звуковых потоках карильона, низких духовых, струнного квартета и медленной тягучей электроники.

36-летняя Сара Давачи успешно совмещает карьеру саунд-­артистки и академического композитора, а ее музыкальный стиль называют «гибридом Элиан Радиг и Терри Райли». Родители Сары — иранцы, обосновавшиеся сначала в Великобритании, затем в Канаде. Училась в Университете Калгари в Канаде, после чего закончила магистратуру в области электронной музыки в калифорнийском Миллс Колледже. Жила в Ванкувере и Монреале, а с 2017-го перебралась в Лос-­Анджелес, где сосредоточилась на проектах с электроникой и написании диссертации в Калифорнийском университете о тембре и критическом инструментоведении.

В собственном творчестве Давачи нацелена на резонанс старого и нового. Вдохновение, по ее собственным словам, она черпает в музыке Ла Монте Янга и Полин Оливерос. Недавние альбомы Cantus, Descant (2020) и Antiphonals (2021) — тому подтверждение. Это глубокое погружение в звучности, создаваемые винтажными синтезаторами, старинными струнными и органами XV столетия сквозь призму эмбиент-­культуры. К слову, увлечение органами и синтезаторами прошлого пришло к Саре благодаря опыту работы в крупнейшем в Канаде Музее музыкальных инструментов.

Альбом Two Sisters подобен средневековому собору с его сдержанной красотой и гармоничным распределением всех архитектурных частей. Арка, открывающая и завершающая композицию целого, — звуки карильона Мичиганского университета из пятидесяти трех колоколов. Центры архитектоники — Icon Studies I и Icon Studies II с использованием квартета тромбонов, струнных и низких деревянных духовых инструментов. Их разделяют две «интермедии» — Harmonies In Bronze и Harmonies In Green, наполненные органным звучанием. Лирическая кульминация 90-минутного альбома — меланхоличная вокальная композиция Alas, Departing.

Звуковая плазма всех девяти треков балансирует между акустическими инструментами, человеческим голосом, звуками карильона и электроникой. Важнейшее свой­ство Two Sisters — звуковые искажения. Таковы микрохроматические миражи Icon Studies II или покачивающиеся колебания в структуре En Bas Tu Vois, предпоследнего номера альбома.

Музыка Alas, Departing также подвержена звуковым мерцаниям. В основе этого трека — свободная обработка песни Alas Departynge Is Ground of Woo, образца любовной лирики середины XV столетия. Певицы Джессика Кенни и Дороти Берри исполняют композицию крайне свободно, в полуфольклорной манере. Спонтанное появление многоголосия и диссонирующих гармоний — дань ранней ренессансной музыке, с одной стороны, с другой — оммаж вокальной стилистике Мередит Монк и американских постминималистов Bang on a Can. Послушайте, например, какие необычные диссонансы и каденции образуются уже на второй минуте.

Сара Давачи выстраивает дистанцию с прошлым европейской культуры, архаичным и отстраненным, но одновременно таким близким и всепоглощающим. Название альбома — Two Sisters — навеяно эстетикой хоррора Анджея Жулавски «Одержимая». Главная героиня киноленты описывала свое психическое состояние как «битву двух сестер — веры и случайности». Пограничное состояние передано и в звуке нового альбома: тревога и неопределенность колеблются, перерастая в состояние благоговения и торжественности.