ALEX PAXTON <br>ILOLLI-POP <br>NONCLASSICAL Релизы

ALEX PAXTON
ILOLLI-POP
NONCLASSICAL

Карнавальность, перенасыщение, максимализм — именно такие ассоциации на полной скорости буквально врезаются в сознание при прослушивании нового альбома лондонского импровизатора-­тромбониста и композитора Алекса Пакстона. В этом релизе — втором в дискографии тридцатидвухлетнего автора, выигравшего Paul Hindemith Prize и Ivor Novello Composer Award, — с первых же звуков узнается самобытная и эклектичная звуковая вселенная, с которой слушатель уже успел познакомиться в 2021 году на дебютном альбоме Music for Bosch People. Однако, в отличие от первого диска, новая пластинка не настолько сильно эксплуатирует джазовое звучание, хотя, принимая в расчет композиторский бэкграунд, и без этого не обошлось. Альбом был записан коллективом Dreammusics Ensemble — по сути, друзьями и единомышленниками Пакстона, которые с полуслова понимают, как должна звучать музыка, и вобрал в себя сочинения, заказанные у композитора коллективами Ensemble Modern (Германия), Nevis Ensemble (Шотландия) and HYPER DUO (Швейцария).

Ядро 48-минутного альбома — непрерывно звучащее, но порезанное на пять частей одноименное сочинение, представляющее слушателю возможность отправиться в захватывающее музыкальное путешествие, где скрежет струнных, рев тромбона, слащавые звуки первого поколения игровых консолей и торжество мажорной гаммы ослепляюще блестят в лучах солнца. Это суетливый и приторный hyperpop современной академической музыки — самый настоящий звуковой максимализм на стероидах, в котором хаотично и калейдоскопически меняются разнородные образы. То музыка легка, меланхолична и по-детски беззаботна, что, к слову, присуще и некоторым другим молодым британским композиторам, например, Оливеру Литу или Робину Хэйгу. То она бредит в порыве опьяняющего экстаза, в котором тромбон — зачинщик торжества и, как ураган, сметает все на своем пути. Несмотря на всю сумбурность, партии инструментов четко прописаны, кроме тромбона, за которым остается право импровизации в течение всей звуковой эпопеи. Сочинение обладает ярчайшей образностью и бешеной энергетикой, и все это выдержано от первого до последнего звука. Физиологический предел концентрации — единственный барьер, который не позволяет с первого раза вкусить все многообразие и богатство музыкальной ткани: семплы чавканья, семплы с репетиции, ломающие четвертую стену, арпеджирующие «синтезаторы-пилы», где-то звонкое пение, придающее музыке определенную сакральность, а где-то просто запредельная громкость.

Помимо основного сочинения, на диске присутствуют другие, отдельные пьесы. Sometimes Voices шипит, жужжит и грохочет так неутомимо, что сложно поверить, что за весь этот звуковой штурм отвечают два исполнителя на синтезаторах и барабанах. В двух с половиной минутной Corn-Crack Dreams солирующему сакбуту — дедушке современного тромбона — аккомпанируют ритмические семплы, вдохновленные чечеткой коростелей, и ломаный бит ударной установки. Последняя композиция — Mouth Song, Take 1 — классическая импровизация для тромбона соло, исполненная самим Пакстоном и отдающая дань уважения традиции.

Обычно такую разнородную, спешную, калейдоскопичную музыку величают какофонией, но в случае Пакстона это абсолютно невероятный релиз и увлекательный звуковой трип, который легко завлечет любых слушателей, готовых вкусить новые тембральные краски, структурный нарратив или же просто зарядиться энергией на весь день.