Кто-то дернул меня за платье События

Кто-то дернул меня за платье

В Камерном зале Музикферайна прозвучали «Фрагменты из Кафки» Куртага

Февраль в Вене принес запоздалый привет от главного австрийского фестиваля современной музыки Wien Modern, который ежегодно  проходит в ноябре: наконец состоялся концерт Анны Прохазки и Изабель Фауст с  «Фрагментами из Кафки» Дьёрдя Куртага, который был отменен из-за болезни певицы.

Тридцать пятый фестиваль Wien Modern прошел  в 2022 году под мотто «Если бы все было так просто» (Wenn alles so einfach wäre) и подзаголовком «Сто попыток разобраться со сложным». Традиционно в программу фестиваля входят не только мировые и австрийские премьеры, но и сочинения, написанные в последние 50-60 лет, – все, что так или иначе воспринимается слушателем как «современная музыка». Вопросы соотношения «простого» и «сложного» в современном искусстве, и особенно в современной музыке, являются, возможно, краеугольными с точки зрения ее восприятия более ли менее широкой публикой. Не случайно поэтому кураторы фестиваля представили в каталоге опросник для композиторов, в котором они отвечают на насущные вопросы: что есть сложное? Что является противоположностью сложному? Чем отличается сложное от трудного? Как восприятие сложного  в музыке может  помочь  в обычной жизни?

Все эти вопросы не менее важны в контексте творчества венгерского композитора, классика ХХ века Дьёрдя Куртага, для которого характерно сочетание удивительной прозрачности и лаконизма, высокой  эмоциональной напряженности и максимальной концентрации музыкальной мысли. Его сочинение «Фрагменты из Кафки» ор.24, написанное в 1987 году для женского голоса и скрипки на фрагменты дневниковых и эпистолярных записей Франца Кафки, и сегодня является одним из примеров музыкального текста, требующего предельной погруженности, как от исполнителей, так и от слушателей. Дьёрдь Куртаг, свободно владеющий несколькими  европейскими языками, выбирает для сорока миниатюрных «песен» этого цикла самые разные по стилю и жанру цитаты Кафки: знаменитое описание прожитых дней («Спал, проснулся, спал, проснулся. Жалкая жизнь»), язвительная самоирония («Однажды я сломал себе ногу. Это было лучшее событие моей жизни»), наброски нового рассказа («Танцовщица Эдуардова, любительница музыки, часто ездит в компании двух скрипачей, которым давала поиграть»), поэтичные афоризмы и абсурдные зарисовки («Кто-то дернул меня за платье, но я его стряхнул»). Из этих разномастных фрагментов Куртаг составляет яркий, отточенный по форме, вариативности современных композиторских техник  и  эмоциональному наполнению монолог, разделенный между двумя участниками – голосом и скрипкой. Изначально сочинение задумывалось для более расширенного состава, но графичное сочетание двух «сопрано» – вокального и инструментального – показалось композитору наиболее точным. И эта намеренная минимальность средств делает  баланс «простого» и «сложного» еще более выпуклым.

Изабель Фауст и Анна Прохазка исполняют «Фрагменты из Кафки» Дьёрдя Куртага на фестивале Wien Modern

Несмотря на то, что в партитуре нет как таковой импровизации или алеаторики, структура музыкального текста (например, отсутствие тактовых черт в большинстве частей цикла) требует от двух исполнителей стопроцентной подключенности друг к другу. Сопрано Анна Прохазка и скрипачка Изабель Фауст еще год назад, в ситуации пандемийного безвременья, записали диск с «Фрагментами», который сегодня номинирован  на несколько престижных премий. По их словам, процесс работы в студии звукозаписи в полном одиночестве во время бесконечных локдаунов уже ощущался очень «по-кафкиански».

Концертный формат придал исполнению цикла дополнительную   театральность  в духе иронично-абсурдистских текстов Кафки (эффектный наряд  певицы можно смело отнести  к одному из выразительных  средств этого представления) и ощущение живого диалога – от выстраиваемого прямо на глазах звукового баланса до перекрестной хореографии перекладывания нот с одного пульта на другой. Изабель Фауст подвластны все невероятные технические сложности ее партии (Куртага консультировал первый исполнитель цикла – скрипач Андраш Келлер, поэтому композитора нельзя упрекнуть  в умозрительной виртуозности), а Анна Прохазка, кроме эмоциональной подключенности к сочинению, демонстрирует, во-первых, владение самыми разнообразными вокальными приемами, невероятными тембральными оттенками и динамическими нюансами, а во-вторых, предельно четкую дикцию – вокальная партия написана в широком диапазоне от шепота до крика. Цикл Куртага (прежде всего, ввиду огромной технической сложности) исполняется не столь часто, и поэтому каждый новый дуэт, каждая новая интерпретация становятся важной вехой в его исполнительской истории.

Анна Прохазка: Я действительно люблю тематически сводить разные эпохи в одно целое

Интересно, что обе исполнительницы познакомились с этим сочинением еще в юности – Анна Прохазка исполняла фрагменты цикла на домашних  вечерах своего профессора. И до сих пор именно эти фрагменты прочно  впечатаны в ее память и голос и служат ей своебразными «островками безопасности» во время концерта. В часовом сочинении Куртага сосредоточена целая гамма эмоций и контрастных настроений: юмор, ярость, кокетство, лирика, а также узнаваемая жанровость и внятная звукоизобразительность. В последней миниатюре цикла о паре змей, ползущих в пыли, два голоса – скрипка и вокал – сливаются в медитативный дуэт двух извивающихся рептилий, мягко мерцающих под  солнцем. За те тридцать пять лет, которые прошли с момента написания цикла, музыкальный язык Куртага, кажется, не стал проще и доступнее для широкой аудитории, но тем не менее в Вене почитателей его творчества хватило на полный камерный зал в Музикферайне, пять раз вызывавший исполнительниц на поклоны.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди