В поисках глубинных смыслов Год Рахманинова

В поисках глубинных смыслов

Екатеринбург отмечает 150-летие композитора

«Что такое музыка?! Это тихая лунная ночь. Это шелест живых листьев. Это отдаленный вечерний звон. Это то, что родится от сердца и идет к сердцу. Это любовь!» — сказанные Сергеем Рахманиновым слова послужили своего рода эпиграфом к фестивалю Свердловской филармонии. С 28 марта по 1 апреля концерты фестиваля «Рахманинов. Зримая музыка», объединившие музыкальные полотна и проекции картин русских живописцев из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств, рассказывали фестивальной публике о неразрывной связи человека и природы, ощущении большого пространства, состоянии любви и печали, тяге к размышлениям и философии тишины — о тех многогранных и глубинных смыслах, которые нашли воплощение в рахманиновской музыке.

«Когда я сочиняю, — пояснял Рахманинов, — мне очень помогает, если у меня в мыслях только что прочитанная книга, или прекрасная картина, или стихи». В молодости он работал дирижером в Русской частной опере Саввы Мамонтова, где декорации создавали лучшие художники того времени, любил посещать Третьяковскую галерею и говорил, что по духу ему особенно близок Левитан.

Созданные в зрелом возрасте «Литургия» и «Всенощное бдение» — часть духовной культуры, воплощенной в иконописи и русской религиозной живописи. Практически в каждом произведении Рахманинова — свой лик России. В литургических опусах — святой, молитвенный. В симфониях и фортепианных концертах — достигающий эпических обобщений и гимнических апофеозов. Как никто умел Рахманинов передать в музыке состояния воодушевления и ликования. Однако он всегда оставался художником трагического мироощущения. Бок о бок с «весенними» развивались в его творчестве образы зловещей фатальности, неумолимой бесчеловечной стихии, тревожного набата. Мрачные страсти «Алеко» позднее отзовутся в устрашающей картине пожара и в «погребальной» части «Колоколов», в партитурах зрелых симфоний и «Симфонических танцев», где будет властвовать напев-символ Dies irae.

Но есть некий «сверхсюжет», который будто парит над всем творчеством Рахманинова. Это нота ностальгии, «память сердца» о жизни, прожитой в России. При мысли о судьбе композитора в сознании невольно начинает звучать «Вокализ» — бессмертный лирико-трагический голос автора. «Память о свете. Свет, который не вернется», — обмолвился об этом опусе дирижер Андрей Петренко.

В фокусе внимания фестиваля — хоровое и вокально-симфоническое наследие Сергея Рахманинова. В шести концертах представлены практически все его произведения, написанные для хора и с участием хора. Участниками проекта стали Симфонический хор Свердловской филармонии, Камерный хор Московской консерватории, Уральский академический и молодежный симфонический оркестры, профессиональные и учебные хоры региона. С коллективами под управлением дирижеров Дмитрия Лисса, Андрея Петренко, Александра Соловьёва выступают ведущие солисты Мариинского театра.

Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 11. «Глухие» грампластинки

Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 10. «Меня очень поддерживал Чайковский»

Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 9. «Я и не ожидал, что написал такое произведение»

Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 8. Друзья навсегда: Рахманинов и Бунин