Мечтают ли журналисты о городской электростанции Мнение

Мечтают ли журналисты о городской электростанции

Участники проекта «Журналистские читки» побывали на особой экскурсии-медиации в Доме культуры «ГЭС-2»

Огромный потенциал – вот два слова, лихорадочно стучащие в висках, стоит мне подумать о «ГЭС-2». Мне давно хотелось добраться до этого места – и вот наконец выпала возможность. Зря тянула! Белоснежное, пронзаемое светом огромное арт-пространство покорило меня своей любовью к искусству и культуре и стремлением объединять этой любовью людей. В этом «народном доме» с привкусом постмодернизма можно заниматься едва ли ни чем угодно: посетители играют в настольные игры, ходят на концерты и мастер-классы, изучают выставки и одиночные арт-объекты, читают, гуляют, едят… Словом, взаимодействуют друг с другом и с искусством, причём нередко – с современным. Возникает вопрос: в какой момент в этот процесс всеобщей коммуникации может включиться музыкальный журналист? И что он может сделать, чтобы вывести этот полилог на новый качественный уровень?

Разумеется, наше время наступает тогда, когда в «ГЭС-2» начинает звучать музыка. Музыка в целом и звук в частности интересны Дому культуры и его гостям. Междисциплинарные сезоны «Настроек» исследуют взаимодействие музыки и архитектуры, изобразительного искусства. В Актовом зале звучат концерты современной и самой что ни на есть классической академической музыки. В классах проводятся телесные и звуковые практики, лекции… Такой уровень музыкальной жизни способен привлечь журналистов – особенно тех, кто ищет новую форму для старого доброго содержания. Уже сами мероприятия стоят внимания, – не говоря о людях, которые их посещают: нужно смотреть на них, слушать, общаться, пытаться понять, в какой музыке они нуждаются, как подобрать ключи к их сердцам. Это важно, так как сегодня как никогда остро поставлен вопрос: кто будет ходить на концерты академической музыки? На мой взгляд, «ГЭС-2» может стать точкой формирования новых волн любителей и ценителей музыки – а, значит, тех самых желанных зрителей в наших концертных залах, филармониях и консерваториях.

Как это сделать? Думаю, нам нужно если не сломать, то пошатнуть стену между исполнителем и слушателем. Музыкантам нужно выходить из классов училищ и консерваторий и начинать общаться с теми, для кого они тратят столько лет своей жизни – с теми, кому играют на сцене. Музыкантам стоит начать приоткрывать завесу тайны своей личности и образа жизни (ведь для людей, не связанных с музыкой профессионально, всë это действительно тайна). Нужно начать показывать потенциальному зрителю, кто мы и чем дышим – чтобы у него появился интерес сперва к нам как к людям, а затем к делу нашей жизни, к музыкальному искусству. Задача музыкальных журналистов – обеспечить эту коммуникацию, направлять обе стороны навстречу друг другу. «ГЭС-2», как мне кажется, – идеальное место встречи. Почему?

ГЭС-2 – это место, в котором любая мелочь способна стать арт-объектом, где людям интересно рассматривать искусство под микроскопом. Почему бы не поместить под увеличительное стекло музыкальную рутину, внутренние процессы, выстилающие путь к прекрасному? Репетиции, прогоны, самостоятельные занятия, уроки – всë может стать частью перформанса. Главное – сделать их интересными и иммерсивными. Зрителю можно показать этапы работы над произведением, концертом – и обязательно дать ему возможность  понять, что происходит. Пусть будут вопросы и объяснения, диалог и попытки разобраться – может быть, даже пробы совместного музицирования. Готовя концерт на площадке ГЭС-2, можно сделать несколько открытых репетиций, с прописанным сценарием, готовностью импровизировать и общаться. Это в какой-то степени сроднит исполнителей и слушателей, а на самом концерте подарит радость от совместно пройденного пути. Стоит ли говорить, что вишенкой на этом «музыкальном торте» станет лучшее понимание зрителем академической музыки?

Другой возможный формат работы – гэсовские медиации на музыкальные темы. Ведущий становится проводником для небольшой группы слушателей, пришедших говорить о музыке. Слышит запрос аудитории и дает им то, что они хотят услышать: сначала ответы на самые простые вопросы, затем – дискуссии, поиски смыслов и закономерностей. В эти беседы можно включить саму музыку: сделать предметом обсуждения конкретные произведения или работу камерного ансамбля – пусть музыка звучит в «прямом эфире», пусть сами исполнители сидят в одном кругу со слушателями, пусть присоединяются к разговору. Такой формат, помимо всего прочего, даст необходимую музыкальную базу для понимания академической музыки – и людям станет проще получать настоящее удовольствие от серьезных концертов.

Можно придумать еще немало форматов общения со слушателем – у «ГЭС-2» огромный потенциал для развития музыкального искусства, привлечения нового зрителя и постоянного творческого поиска. Теперь я надеюсь увидеть этот поиск своими глазами. Или – что еще лучше – помочь его организовать.

Фавориты конкурса Чайковского Мнение

Фавориты конкурса Чайковского

Редакция журнала «Музыкальная жизнь» обсуждает будущих конкурсантов

Склад, апартаменты, храм Мнение

Склад, апартаменты, храм

В Большом театре состоялась премьера оперы Верди «Луиза Миллер»

РЕНЕССАНС СОВРЕМЕННОСТИ Мнение

РЕНЕССАНС СОВРЕМЕННОСТИ

Зачем современному композитору использовать драматургию и стиль прошлой эпохи?

Снег не знал и падал Мнение

Снег не знал и падал

«Севильский цирюльник»: впечатления через тринадцать лет спустя после премьеры. Взгляд участника «Журналистских читок».