Код есть любовь События

Код есть любовь

В России впервые исполнили оперу Янниса Кириакидеса «Спросите Аду»

«Вдруг недалек тот день, когда нас тронут до слез синтетические голоса. И мы испытаем что-то вроде любви к алгоритмам». Так заканчивается мультимедийная опера Янниса Кириакидеса, посвященная первому в истории программисту и дочери поэта-романтика Джорджа Байрона – Аде Лавлейс. Российская премьера, показанная в Доме культуры «ГЭС-2», ставит вопрос – могут ли технологии быть человечнее людей?

Исходный код. «Ада» и ее создатель

Творчество современного композитора Янниса Кириакидеса ломает стереотипы восприятия и нацелено на обнаружение новых связей между словом и звуком при помощи компьютерных технологий. Кириакидес определяет эстетику собственных сочинений как Music-Text-Film – сочетание элементов музыки, визуального искусства и экранного повествования. В «Словах и песнях без слов» титры на экране вступают в диалог со слушателем. В оркестровой пьесе NERVE помимо акустических инструментов используются сэмплер и текстовые проекции. В «Караоке-этюдах» караоке исследуется как феномен интерактивного развлечения и медиатор между разными типами коммуникации.

Мировую премьеру «Ады» представили в Греческой национальной опере в июне 2021 года. Помимо певицы-солистки и инструментального ансамбля (скрипка, альт, виолончель, арфа, фортепиано и ударные) в опере задействованы пять музыкальных шкатулок, лайв-электроника и лайв-видео, два проектора и экран, куда транслируются титры. В партитуре Кириакидес тщательно прописывает все взаимодействия, вплоть до тайминга того или иного эпизода оперы. Очевидно, что это мультимедийное сочинение соотносится с европейскими трендами – театральными композициями Александра Шуберта, Жоржа Апергиса, Хайнера Гёббельса, пьесами Михаэля Байля, Бригитты Мунтендорф или Оскара Эскудеро.

«Ада» построена как цепь из 36 эпизодов, что соответствует количеству лет, прожитых Адой Лавлейс, а также количеству строк ее компьютерной программы. Код, написанный 180 лет назад, заложен в основу партитуры Кириакидеса. Эпизоды оперы следуют друг за другом нелинейно, но связаны друг с другом названиями – например, «Дорогой Бэббидж 1», «Дорогой Бэббидж 2» и т.д. Все названия проецируются на экран – композитор, таким образом, обнажает конструкцию и приглашает слушателя следовать за оперным повествованием.

Стилистически эпизоды оперы контрастны. Серия «Воспоминаний» – речитатив, событийный двигатель. Фрагменты «Дорогой Бэббидж» – оммаж английской музыкальной традиции. Вокал героини напоминает оперную лексику Бриттена, а в какие-то моменты обнаруживает глубинные связи с просодией Пёрселла. В эпизодах «Загробная жизнь» речь и пение Ады дополнено технологией автотюна и синтезирования звука через вокодер (устройство синтеза речи с богатейшим спектром возможностей). Есть фрагменты, где используется только компьютерный голос – к примеру, в «Последнем прости» компьютер декламирует стихи Байрона. В эпизодах «Ухрония» главным действующим лицом становится дирижер, чья речь подвергается усилению и динамическому изменению.

Важнейшее место в повествовании занимают титры, дающие ироничную оптику (Ада: Со временем дамы будут брать свои компьютеры с собой на прогулку в парк и рассказывать друг другу: «мой лаптопчик сказал такую смешную штуку нынче утром» Титры: и похоже, они уже так и делают). В самом начале спектакля титры сообщают, что «все притязания на драматургию и оперную композицию отпадают», а текст сегодня «распадается на анекдоты, театральные афиши, слова песен, мешанину из популярных запросов в Google» – самоирония в действии!

Исполняемый код. Российская премьера «Ады»

Первое российское исполнение оперы состоялось в Доме культуры «ГЭС-2», и выбор этой локации не случаен. Сегодня ГЭС – пожалуй, главная площадка для экспериментальных звуковых инсталляций, концертов с мультимедиа, междисциплинарных и партиципаторных музыкальных проектов. Для российской премьеры «Ады» кураторы Дмитрий Ренанский и Андрей Титов-Врублевский собрали идеальный каст. Партию Ады исполнила Арина Зверева, лидер коллектива N’Caged и специалист по современному вокалу. В инструментальных и перформативных ролях выступили солисты МАСМ-ансамбля – коллектива, с которого тридцать лет назад в России началась современная музыка. За качественный звук на премьере отвечал звукорежиссер Сергей Кочетков, за дирижерским пультом – маэстро Фёдор Леднёв. Удачным решением стало приглашение тандема режиссера Евгении Сафоновой и художника по свету Константина Бинкина. Вместе они создали аскетичный спектакль, наполненный мелкими деталями и притягивающий зрительское внимание.

Чистый код. Торжество трансгуманизма?

В британском телесериале-антиутопии «Годы» (Years and Years), вышедшем на экраны за два года до мировой премьеры «Ады», одна из героинь мечтает стать трансчеловеком – покинуть телесную оболочку и существовать вечно в виде прекрасного цифрового кода. Ада Лавлейс в опере Кириакидеса также размышляет о конечности человеческой жизни и бесконечности технологий. Для нее числа – постоянные константы в изменяющемся мире, полным боли и разочарований. Героиня выбирает «не закаты, а уравнения», и всё потому, что «чувственное не может длится, и только числа остаются прежними».

Эпоха трансгуманизма уже наступила – смартфон, как и предсказывал футуролог Рэймонд Курцвейл, стал продолжением человека, а новые технологии позволяют людям наслаждаться возможностями 3D-печати, искусственного интеллекта и биотехнологий. Так, при помощи «генетических ножниц» – эта технология была удостоена Нобелевской премии в 2020 году – появился шанс изменять ДНК и, таким образом, «переписывать код жизни» человека, животного или растения.

Однажды художник Энди Уорхол иронично заметил: «У машин меньше проблем. Я бы хотел быть машиной. А вы?». В дни торжества современных технологий и одновременно тотальной зависимости от них, опера Янниса Кириакидеса крайне актуальна. В финальных титрах композитор сообщает, что машиной мы не станем, однако эти существа поступают намного гуманнее и человечнее, чем современные люди. И в этом есть доля правды.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди