Евгений Алешников: Необходимо разрушать стереотипы Персона

Евгений Алешников: Необходимо разрушать стереотипы

В Российской академии музыки имени Гнесиных прошел XX Всероссийский фестиваль-конкурс современной музыки для русского национального оркестра «Музыка России». Постоянным участником фестиваля является Белгородский академический русский оркестр. Коллектив привозит премьеры, исполняет произведения в различных жанрах, расширяя репертуар народного оркестра. Анастасия Петровская (АП) поговорила с главным дирижером оркестра Евгением Алешниковым (ЕА) о том, как найти интересный репертуар для народного оркестра и возможностях коллектива.

АП Евгений Алексеевич, ваш оркестр каждый год привозит интересные сочинения в самых разных жанрах. Как выстраивается репертуарная стратегия?

ЕА Есть ряд композиторов, с которыми мы регулярно сотрудничаем. С московским автором Григорием Зайцевым мы начали работу с исполнения его «Scherzo militare» для русского оркестра и, кстати, мы сыграли его  здесь – в Российской академии музыки имени Гнесиных, в один из первых наших приездов. В этом году мы привезли на фестиваль симфонию «Движения планет», созданную Григорием Зайцевым специально для нашего оркестра.

Также мы решили исполнить произведение большого друга нашего оркестра Константина Шаханова из Санкт-Петербурга – Концерт №2 «Русская сказка» для гуслей звончатых с оркестром. Замечательная музыка, блестяще воплощенная виртуозной исполнительницей на гуслях звончатых Ольгой Алексеевой. После фестиваля «Этажи» в Белгороде мы много лет сотрудничаем с исполнителем на балалайке, композитором, дирижером Дмитрием Калининым (Москва). «Этажи» – фестиваль, направленный на привлечение молодежи в филармонию. Мы узнали о Дмитрии Калинине, как об авторе и исполнителе в стиле фолк-рок, и пригласили. Затем уже стали заказывать ему произведения. Так появилась «Чудо-Порушка» по знаменитой белгородской песне, которую многие слышали, но не знали, откуда она. Получилась «Чудо-Порушка» в стиле рок. Мы исполнили ее в Кремле на фестивале национальных оркестров России. Это произвело впечатление, и нас стали приглашать с программами «Русский оркестр от Folka до Rocka». Сначала мы играем традиционную народную музыку, постепенно переходя к фолк-року, и даже к аранжировкам рок-хитов. В прошлом году у нас с Дмитрием возникла идея создать произведение для балалайки-контрабас с оркестром. И тему выбрали соответствующую – бурлацкую песню «Эй, ухнем». Получилось то, что надо: название выбрали соответствующее «Эй, ухнем РОК!», в пьесе есть принципы симфонического развития, развернутая каденция и вторая тема, тоже бурлацкая – «Дубинушка». С исполнением партии солиста отлично справился артист оркестра Андрей Камынин.

Еще один интересный автор – Илья Мищенков. Мы привезли на фестиваль его ирландское скерцо «Биле Тортан» для баяна и русского оркестра. Скерцо посвящено великолепному музыканту, концертмейстеру группы баянов нашего оркестра Александру Сахарчуку. Это тоже премьера.

Илья Мищенков приехал к нам в Белгородскую филармонию несколько лет назад после окончания Саратовской консерватории, прослушивался в наш симфонический оркестр, куда его взяли помощником концертмейстера вторых скрипок. Через несколько дней он подошел ко мне и сказал, что пишет музыку для русского оркестра и предложил пьесу «Илья Муромец и Соловей-разбойник» для контрабаса, флейты-пикколо и русского оркестра. Мы ее тоже исполняли в РАМ имени Гнесиных на фестивале «Музыка России» в 2021 году. Потом он для нас написал две сюиты. Одна сюита была для контрабаса скрипичного, контрабаса народного и русского оркестра. Другая сюита – для скрипки, виолончели и русского оркестра. Сейчас такие коллаборации все чаще стали появляться: так называемые «народные» инструменты  соединяются с симфоническим оркестром. Например, известная домристка Екатерина Мочалова активно сотрудничает с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета. Виртуоз балалайки Андрей Горбачев тоже постоянно работает с симфоническими и камерными оркестрами.

АП Как реагируют слушатели? Есть же стереотипы о народном оркестре, когда ожидают услышать очередную «Калинку».

ЕА Когда я принял оркестр в 2009 году, то наложил для себя вето на исполнение обработок песен «Светит месяц» и «Коробейники». Эти произведения наш оркестр много-много лет не исполнял. Я не беру эти пьесы в программу не потому, что мне они не нравятся. Нет, это наша родная русская музыка! Но необходимо разрушить стереотип. До моего прихода оркестр чуть ли не 20 лет играл их изо дня в день. Необходимо было вывести оркестр из состояния застоя. За 14 лет коллектив очень изменился, он способен исполнять музыку самых разных направлений и стилей. И этим оркестр интересен – публике,  оркестрантам, мне, как дирижеру.

АП Нечасто приходится слышать симфонии для народного оркестра, чаще переложения и концерты. Какие есть особенности и преимущества у народного оркестра?

ЕА В тембральном отношении русский оркестр очень интересен, а по динамическим возможностям есть свои специфические особенности. Пианиссимо русского оркестра может быть шелестящее, очень нежное, но добиться фортиссимо, как у симфонического оркестра, невозможно. У нас нет медной группы, но это и не нужно. Я пробовал использовать медную группу – она сразу убивает тембр русского оркестра. Когда начал работать с оркестром, мы в первую очередь приобрели баян-контрабас, который очень необходим, ведь русскому оркестру не хватает низких частот. В симфоническом оркестре виолончели и контрабасы – очень мощная группа,  духовые – бас-кларнет, фагот, контрафагот, медная группа – это большие возможности низких частот. В русском оркестре – только балалайка-контрабас, домра басовая: как правило, это небольшая группа.  У нас шесть домр-басов – это уже прилично. Кроме этого, тремоло у балалаек-контрабасов весьма редкое, это не тягучий звук смычка, а баян-контрабас как раз дает эти низы и довольно хорошо сглаживает педали. Второй инструмент, который я сразу приобрел – это домра-пикколо, которая играет на октаву выше малых домр, что расширяет верхний диапазон. У нас две флейты, два гобоя, кларнет, то есть деревянная группа достаточно хорошая, она смыкается с группой баянов и получается насыщенное духовое звучание, потому что баяны в общем-то относятся к духовым. Группа ударных такая же, как в симфоническом оркестре. Плюс еще народные ударные инструменты добавляются к симфоническим. У нас в составе даже маримба есть, мы делим ее с симфоническим оркестром в нашей филармонии, причем у нас она чаще используется, так как мы больше играем современную музыку, постоянно пополняем свой репертуар, просим композиторов специально писать для нас. Любой оркестр, любой инструмент живет только тогда, когда для него создается оригинальный репертуар.