Приключения искусственного интеллекта События

Приключения искусственного интеллекта

Новой сцене Александринского театра исполнилось 10 лет. На фестивале в честь юбилея петербургский хореограф Ксения Михеева показала «Непокой»

Танцевальных людей ощутимо меньше беспокоит соседство с ChatGPT, Midjourney и прочими слегка пугающими самообучающимися чудесами техники. Программа LifeForms, она же DanceForms, которая позволяет сочинять движение, существует с 1989 года. Как бы один из ее вдохновителей и самых известных пользователей Мерс Каннингем не сетовал на живых танцовщиков и не мечтал заменить их безропотными виртуальными фигурками, артисты (пока что) на коне, на сцене и незаменимы в своем ремесле, а хореографы сочиняют танцы сами, а не генерируют их. Однако человеческая тревога по поводу развития технологий никуда не девается – и на ее волне хореограф Ксения Михеева сочинила свой «Непокой», размышляя о взаимодействии человека и искусственного интеллекта. В рецензии, созданной  в рамках проекта «Речь о музыке», мы попытались разобраться в хитросплетениях концепта.

Сюжет условный: некие люди находят в некоем месте некую –  инопланетянку? андроида? телесную оболочку нейросети? –  это точно так и не узнать. В тексте к спектаклю упоминают искусственный интеллект и нейросети, но кто оказывается на сцене, зрители решают сами. Это почти болезненно хрупкая женщина. Ее лицо до поры скрыто мотошлемом, тело условно обнажено, что изображают стандартные нюдовые трусы и топ). Особенного в этом существе то, что оно сперва не двигается. Нашедшие обращаются с телом как с реквизитом: таскают, поворачивают, пытаются расшевелить или включить. Наконец находится буквально кнопка на шлеме, вспыхивает лампочка, и пришелица оживает.

Эту роль Ксения Михеева отдала себе. Достаточно давно она не танцевала публично, предпочитала оставаться за кулисами и ставить. «Непокой» показал – зря. Ксения-инопланетянка почти не держится на ногах, легко теряет баланс и демонстрирует выдающуюся подвижность суставов. Кажется, что у неё разжижены тазовые кости –  иначе с первого взгляда сложно объяснить непринужденность, с которой исполнительница выворачивает бедра под неожиданными углами, делает экстремальные растяжки, падает вниз промежностью. Конечно, с тазом все в порядке, Михеева просто знает свои возможности и удачно встраивает их в образ героини.

Приключения героини среди людей несколько однообразны. Придумав тему и ход к ней, хореограф не дополняет их сюжетом, остается на уровне отдельных эпизодов-зарисовок. Отдельной строкой идет впечатляющая и несколько избыточная демонстрация оснащения Новой сцены. В «Непокое» помимо танцовщиков участвуют два мультимедийных экрана, один из которых ещё и движется, камеры, проекции, подвесы для светового оборудования (в роли того самого стула, на который все сбрасывают одежду), лазерные лучи – а смотреть хочется все равно только на Ксению и ее артистов. Сила ли это живого человеческого тела и его присутствия, недостаток ли драматургической проработки, но даже внутри одного спектакля технологии проигрывают перформерам.

В «Непокое» встают вопросы, даже скорее связанные исключительно с живым исполнением. Свою партию Михеева построила на движениях, которые легко запомнить. В какой-то момент на сцену высыпают люди, не указанные в программке (официально участников всего шесть, ансамбль не персонифицирован). На сцене оказывается множество артистов в масках –  то ли условное лицо из фотобанка, то ли отредактированный портрет самой Ксении –  и исполняют отдельные движения из ее соло. Михеева много лет ставит и явно умеет показывать так, чтобы мысль поняли и движение верно воспроизвели. Но все двигаются одновременно и, похоже, и чуть хуже, чем сама Михеева. В том числе потому, что пластику, «посаженную» на другого человека, его физические особенности, сложно точно повторить даже самым оснащенным танцовщикам. О конкуренции с искусственным интеллектом нет речи; у него нет тела, чтобы переспорить любого живого артиста. А о том, как обучать людей, чтобы они ненароком не «сбоили», подумать стоит.

 

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии