Говорить и писать о музыке События

Говорить и писать о музыке

Союз композиторов России при поддержке Минкультуры России провел интенсив для музыкальных журналистов и блогеров

Трехдневный марафон «Речь о музыке» для музыкальных журналистов и блогеров шел фактически в режиме нон-стоп с утра и до вечера в новом модном пространстве – Нелектории «Мелодия». Десять участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Рязани, Екатеринбурга смогли «прокачать» разные форматы: репортаж, рецензию, обзор, интервью, лекцию перед концертом и блог. Все события транслировались в прямом эфире на YouTube-канале Союза.

Концепция «Речи о музыке» строилась как почти часовая лекция приглашенного спикера, опытного музыкального журналиста, с последующим практикумом в виде игрового диалога или дискуссии по теме (впрочем, эту часть некоторые лекторы опустили, выбрав формат вопросов и ответов). Также самые активные участники интенсива были приглашены на очередной концерт цикла «Весь Стравинский» в Московской филармонии, где им предстояло узнать на деле, что такое пресс-подход: вооружившись диктофонами, все тренировались на дирижере Филиппе Чижевском. На этом, как оказалось, задания не закончились. В рамках своего выступления на «Речи» музыкальный критик и ведущий цикла «Весь Стравинский» Ярослав Тимофеев неожиданно попросил каждого дать критическую оценку его вступительной лекционной части концерта. Это стало непростым испытанием – сказать в лицо мэтру музыкальной критики свои обоснованные замечания, однако ребята перебороли неловкость и даже уличили Ярослава в допущении фактологической ошибки. Впрочем, сразу же получили «ответочку» – услышали подробный разбор своей речи, посвященной созданию «Весны священной» (как бы перед воображаемым концертом).

Взаимодействие с Ярославом Тимофеевым получилось невероятно живым, активным, полезным. Равно как и с главным редактором «Музыкальной жизни» Евгенией Кривицкой, которая в качестве объекта для беседы выбрала один из самых коварных журналистских жанров – интервью. Здесь наиболее важным оказались личные наблюдения спикера и собственные примеры из многолетней практики, которые наглядно показывали, как можно выстраивать структуру беседы, виртуозно редактировать, порой радикально меняя логику текста, но сохраняя авторскую мысль («журналист  как монтажер или звукорежиссер»). «Изюминкой» лекции стал показ и обсуждение нашумевшего видеоинтервью пермской журналистки с Михаилом Плетнёвым – участники и спикер порассуждали о том, кто прав и кто виноват, а после посмотрели, как этот мем может превратиться в хорошее письменное интервью.

На конкретные тексты опирался и победитель конкурса «Резонанс» Никита Дубов, вышедший в прямой эфир из Вены. Его выступление носило отчасти теоретический характер – спикер подробно объяснил, чем пост отличается от лонгрида, как выбрать тему, какое количество знаков приемлемо для конкретного жанра. В целом здесь не было каких-то новых открытий, скорее лектор решил кратко пробежаться по азам музыкальной журналистики, позволил кому-то освежить память. Музыкальный критик Сергей Уваров предложил поговорить о том, как писать о современной академической музыке – сфере, до сих пор далекой от широкого круга читателей и, увы, не имеющей сегодня собственного интернет или печатного издания. Спикер зачитал некоторые тексты, на которых можно было понять, к какой аудитории обращается автор, какую преследует цель в своем высказывании и какой вывод делает (или нет). Также большим событием для присутствующих стала презентация ранее не исполнявшейся пьесы Михаила Матюшина «Композиция в четвертях тона» для скрипки и фортепиано, которую путем археологических раскопок обнаружил Сергей Уваров (а затем написал замечательную статью о «первом из будетлян» в сборнике издательства «Композитор»). Станислав Малышев и Наталия Черкасова исполнили эту миниатюру столетней давности, в которой автор оперы «Победа над Солнцем» предстал как экспериментатор начала XX века, исследующий новые возможности звучания акустических инструментов.

Сергей Уваров

За блогеров в рамках «Речи о музыке» отвечала руководитель радио «Культура» и автор популярного телеграм-канала «Культурные люди» Ксения Ламшина. Ему и был посвящен ее монолог: лектор призналась, что блог для нее как личный дневник, фиксация важного, поделилась мнением о том, о чем можно и о чем нельзя постить, а также лайфхаками на тему «как привлечь подписчиков». В том же ключе говорила и музыкальный критик Ирина Севастьянова, но уже на примере совместного с Маратом Ингельдеевым подкаста о современной музыке «фиолетовый снег». Участники интенсива узнали о том, как он создавался, на какие аналоги опирались его основатели, что такое подкаст в принципе и чем он полезен сегодня. Отдельно Ирина попросила всех разбиться на пары и рассказать друг другу о своей идее подкаста – от названия до структуры. Возможно, блогерская часть, так открыто заявленная в описании проекта, могла бы быть представлена шире. К примеру, хотелось бы больше поговорить об особенностях других интернет-платформ, востребованных в культурном поле, – соцсети ВКонтакте или YouTube, или же снять небольшой влог с концерта. Будем надеяться, что удачно начатый проект будет продолжен, благо для этого есть все: и целый «пул» музыкальных журналистов разных поколений, и уютная площадка для таких полезных и доброжелательных встреч, и, самое главное, огромный интерес молодых авторов со всей страны, которые хотят понять, как говорить и писать о музыке.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»