Три года без повторов События

Три года без повторов

Фестиваль камерной музыки Vivarte-2018 срифмовался с картинами Михаила Ларионова

«Viva» – в переводе «живо», а по происхождению – от латинского «жить». Энергетика этого слова когда-то вдохновила известного виолончелиста Бориса Андрианова на создание сразу двух крупных международных фестивалей – Vivacello и Vivarte. И, наверное, прав был писатель Андрей Некрасов, вкладывая в уста капитана Врунгеля знаменитое «как корабль назовешь, так он и поплывет».

В начале первого летнего месяца в Москве прошел III фестиваль камерной музыки Vivarte, организованный Третьяковской галереей и культурно-благотворительным фондом Иветы и Тамаза Манашеровых «U-ART: Ты и искусство».

Основная площадка фестиваля – Врубелевский зал Третьяковки, что вовсе не случайно, ведь во второй половине XIX века в доме мецената Павла Третьякова регулярно проводились музыкальные вечера. Кроме того, Vivarte представляет собой потрясающий пример сочетания и взаимодействия двух искусств: музыки и живописи. Буквально каждый концерт сопровождается показом редко выставляемых работ.

В этом году художественную экспозицию посвятили творчеству выдающегося художника, одного из основоположников русского авангарда Михаила Федоровича Ларионова (1881–1964). Произведения мастера в стиле примитивизма позволяют говорить о нем как о лидере данного течения, а его авторский вариант абстрактной живописи получил даже специальное название «лучизм» (идея в том, что человеческий глаз воспринимает не сам предмет, а отраженные им лучи).

Vivarte стал своеобразным анонсом к большой ретроспективной выставке, которая откроется в Новой Третьяковке на Крымском валу 18 сентября. В состав экспозиции войдут около 500 экспонатов, которые представят все основные направления творчества Ларионова, а также широкий круг его интересов как коллекционера. Пока же на концертах фестиваля демонстрировались «Портрет Н. С. Гончаровой», «Куст сирени в цвету», «Танцующие» и другие произведения художника.

Фестивальная неделя – целый калейдоскоп любопытных музыкальных программ, прозвучавших в уникальных исполнительских составах и инструментальных комбинациях. Кстати говоря, за все три года ни одно произведение не повторилось.

Программу фестиваля открывал «Копельман-квартет», основанный в Лондоне выпускниками Московской консерватории. Коллектив по праву признан одним из лучших в области камерного музицирования: свое мастерство музыканты продемонстрировали в двух, попросту говоря, непростых сочинениях.

В своем Втором квартете Сергей Прокофьев решал задачу соединения «нового и нетронутого восточного (кабардинского) фольклора с самой классичной из классических форм». Например, вторая часть требует от исполнителей особой утонченности, ее музыкальный материал все время «пульсирует» как бы между Adagio и Скерцо, что было прекрасно подмечено и искусно сделано «Копельман-квартетом».

Квартет Дмитрия Шостаковича под тем же номером, как и недавно прозвучавший прокофьевский, – совершенно другой и, кажется, более «опасный». На первый взгляд, музыка бесконфликтна, даже оптимистична. Благо, музыканты хорошо и по-настоящему образованы и не лишены музыкальной интуиции, подсказавшей им «ключ» к подтекстам композитора.

В центре первого концерта фестиваля прозвучал Дуэт для скрипки и виолончели Золтана Кодая. Первыми исполнителями этого сочинения были скрипач Имре Вальдбауэр и виолончелист Пал Герман, тогда в одной из газет опубли­ковали восторженную рецензию: «И публика, и знатоки почувствовали, что перед ними настоящее, глубоко поэтическое искусство». Теперь специфику и темперамент венгерского колорита в сочетании с его чуть пафосной, немного экспрессивной «огранкой» удалось исполнить не менее великолепному по качеству ансамблевой игры дуэту Михаила Копельмана и Бориса Андрианова.

Андрей Пушкарев

В другом концерте фестиваля можно было услышать Квартет для струнных (2016) композитора и всемирно известного пианиста Евгения Кисина. Соседство его Квартета с музыкой Гайдна, Шостаковича и Глинки, конечно, вызывало небольшие опасения. Оказалось, что напрасно: или из-за подчеркнутой трагичности замысла, или по причине высококлассного исполнения «Копельман-квартета». Музыка Кисина, безусловно, вдохновенна и наполненна, но вместе с тем требует многократного к ней обращения, что скорее хорошо.

Стилевой спектр фестиваля также необычно широк. Есть всё: барокко, классический и романтический периоды, импрессионизм и даже джаз! Особенно запоминающимся моментом среди всей разнообразной программы стало, пожалуй, выступление Андрея Пушкарева (вибрафон). Ему удавалось что-то невероятное: сочетать необходимую свободу и непредсказуемость, при этом одновременно чувствовать и точно следовать рациональным каноническим формам и закономерностям. Хотя это не так и удивительно, ведь в его исполнении прозвучали собственные импровизации на двухголосные инвенции И. С. Баха. Каждая из них написана «в настроении» великих джазовых пианистов – от короля регтаймов Скотта Джоплина до современного нам виртуоза Мишеля Камило. Стоит только представить, как знакомые мелодии Баха звучат в тембральной окраске вибрафона – фантастика!

Другой жемчужиной фестиваля могла бы стать «Сказка о беглом солдате и черте» Игоря Стравинского. «Наш солдат, – писал композитор, – определенно воспринимался как жертва тогдашнего мирового конфликта, несмотря на нейтральность пьесы в прочих отношениях». Как раз именно нейтрально выполнили свою «миссию» актеры театра и кино Илья Лыков и Дмитрий Смолев, выразительности и драматургической продуманности им явно недоставало. Хотя музыкальная часть, конечно, заслуживает всяческих похвал. Прекрасно, ярко и интересно свои партии исполнили Элиас Файнгерш, Игорь Федоров, Михаил Шиленков, Сергей Накаряков, Илья Грингольц, Григорий Кротенко и Николай Ермаков.

На закрытие фестиваля организаторы подготовили «Музыкальный променад». Прогулку вместе с музыкантами можно было совершить по маршруту: Двор Инженерного корпуса Третьяковской галереи – Новая Третьяковка – парк «Зарядье». В первом «месте встречи», почти в экстремальных погодных условиях разножанровую, «полулегкую» музыку сыграли Борис Андрианов (виолончель), Игорь Федоров (кларнет) и Дмитрий Илларионов (гитара).

В Третьяковке на Крымском валу моноспектакль «Магия тромбона» представил шведский музыкант, актер и режиссер, автор оригинальных музыкально-театральных проектов Элиас Файнгерш. В этом шоу он и композитор, и исполнитель, и драматический актер, и клоун, и мим! И все получалось с фееричным блеском.

Самый последний, как принято называть, ночной концерт – бенефис Алексея Айги и ансамбля «4’33’’». Проект музыкантов можно считать чем-то на стыке камерного оркестра, рок-группы и джаз-бэнда. Их музицирование кинематографично, в этом смысле звучащие саундтреки идеальны: вызывают массу ассоциаций и аллюзий.

Почему Vivarte с каждым годом набирает обороты и укрепляет свои позиции? Простой ответ на этот вопрос дал художественный руководитель фестиваля Борис Андрианов: «Убежден, что камерное музицирование – это ярчайшее проявление любви к жизни! Артисты самого разного возраста, опыта и темперамента собираются вместе, чтобы сочинить новую историю, полюбить ее и рассказать слушателям. Именно в камерном жанре рождается особенная, таинственная связь между автором, исполнителем и слушателем».

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»