Манфред остался непрощенным События

Манфред остался непрощенным

В Тюменской филармонии завершился симфонический сезон

Сезон 2022/2023 стал восьмым для Тюменского филармонического оркестра и первым, когда музыканты работали под руководством Юрия Медяника.

На пост художественного руководителя и главного дирижера он пришел в августе прошлого года. И уже видны следы его кипучей деятельности: есть какие итоги подводить, а главное, видна перспектива этого сотрудничества.

Прежде всего подчеркну, что Медяник – фигура медийная, он известен как дирижер в телепрограмме «Синяя птица», так что тюменцы встречали его тепло еще в тот момент, когда он приезжал в статусе приглашенного маэстро. Во-вторых, он признанный исполнитель-бандеонист, а также баянист и скрипач. В-третьих, Юрий Медяник невероятно активен в социальных сетях: ведет свой телеграм-канал, канал на Дзене, группу во ВКонтакте и на YouTube. В самых первых интервью он говорил, что с удовольствием будет привлекать все свои связи на благо развития оркестра, и это действительно так.

Отчетливое желание Юрия Медяника сделать из Тюменского филармонического оркестра бренд региона последовательно воплощалось на протяжении всего сезона. Выросла «доступность» оркестра – стало больше прямых трансляций и, что немаловажно, возросло их качество. Особо отмечу внимательность к онлайн-слушателю: в антрактах в трансляциях показывают интервью с солистом концерта, и в роли интервьюера также выступает дирижер. Это дружеская беседа с нетривиальными вопросами, и смотреть их приятно и слушателю-любителю и профессионалу-музыканту. Аудитория благосклонно воспринимает дирижера и во многом из-за харизмы художественного руководителя – Медяник просто отлично держится на публике: красноречиво говорит, шутит, улыбается, выбирает верную интонацию. Был даже снят целый фильм о гастролях оркестра в Москве и Санкт-Петербурге – он насыщен комментариями оркестрантов и дирижера и наглядно показывает «оркестровую кухню» – закулисные внеконцертные процессы. Премьера этого фильма прошла в обычном кинотеатре и была проведена в формате творческой встречи.

Теперь о музыкальном процессе. За сезон реализовано два абсолютно новых, сделанных с нуля проекта. Посвящены они композиторам-юбилярам этого года: «Рахманинов. Фестиваль» и Фестиваль имени Хачатуряна. Тут необходимо заметить, что с приходом Медяника вступительные слова музыковеда перед концертом стали очень коротки или исчезли вовсе. Но фестивали возродили, казалось бы, забытую в филармонии традицию предконцертных бесед, что все же положительно сказывается и на хронометраже вечера, и на его динамике.

В заключительный вечер организаторы сделали все, чтобы слушатель чувствовал себя не просто комфортно, а исключительно: красная дорожка на входе, шампанское каждому гостю, предконцертная беседа (Надежда Коваленко), мини-концерт фортепианной музыки Чайковского и Скрябина в фойе (Станислав Хуланхов). После – два отделения концерта: «Манфред» Чайковского и «Мечты» и Фортепианный концерт Скрябина.

Петр Лаул и Юрий Медяник

Программа была составлена органично – переклички между отделениями способствовали целостности вечера: скерцо из Манфреда «усилилось» полетными пассажами из первой части концерта, а с внутренними ощущениями лирического героя симфонии Чайковского была созвучна драматическая концовка все той же первой части. Пианист Петр Лаул завораживал мечтательными завихрениями, мягкими линиями и насыщенным звуком, обволакивал россыпью красок.

«Манфреда» же Юрий Медяник исполнил не как в оригинале, а внес изменение в партитуру: музыка финала первой части стала финалом и всей симфонии. С одной стороны – эффектное завершение (и прямой путь к аплодисментам), а с другой – поменялась концепция произведения. «Смерть и прощение Манфреда», как сказано в программе, не случились, успокоения герой будто бы не нашел, но словно получил второй шанс и будет продолжать поиск решения проблем – одним словом, жить в полную силу.

Завершили вечер фирменным поклоном (еще одно нововведение дирижера) и несмолкающими аплодисментами. Будет интересно посмотреть, как прорастут зерна, посаженные новым художественным руководителем, в будущем сезоне.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии