Марина Кауркина: Сейчас золотой век для культуры Персона

Марина Кауркина: Сейчас золотой век для культуры

В Рязани День России отмечают масштабным фестивалем на территории Кремля. Этой традиции уже 11 лет, и статистика впечатляет: за эти годы состоялось 49 концертов, которые посетило свыше 50 тысяч зрителей. В списке участников более десяти регионов, в том числе Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Тула, Белгород, Владимир и другие, откуда в Рязань приезжали известные артисты и коллективы. Особая атмосфера, рождающаяся в ауре архитектурных памятников, делает этот фестиваль уникальным. О его истории, концепции и развитии академической музыкальной культуры в регионе Евгении Кривицкой (ЕК) рассказала министр культуры Рязанской области Марина Кауркина (МК).

ЕК Марина Владиславовна, фестиваль «Кремлевские вечера» проходит в этом году в одиннадцатый раз. Как я понимаю, проект ведь рождался, когда вы руководили Рязанской филармонией?

МК Действительно, став в 2012 году директором Рязанской областной филармонии, я «подхватила» этот фестиваль, существовавший первый сезон. На первом этапе перед нами стояла задача сделать доступным и популярным академическое искусство для массового зрителя. Не секрет, что у многих существует стереотип: в филармонию ходят те, кто разбирается в искусстве, – профессионалы, меломаны. Мы же хотели доказать, что классическая музыка понятна каждому, по-настоящему увлекает, стремились расширить круг «друзей филармонии», с тем чтобы потом, после посещения концертов фестиваля, слушатели возвращались к нам уже в течение филармонического сезона.

Отмечу, что это самый масштабный, крупнейший региональный музыкальный проект в формате open air. В его афише не только инструментальная музыка, но и опера, танцевальные жанры, вокал и хоровое пение. И мы видим, что год от года количество друзей филармонии увеличивается. Сегодня среди постоянных слушателей фестиваля есть и школьники, и студенты вузов, и семьи. Здесь такая демократичная обстановка, приходят родители с детьми, приносят коврики, надувные кресла, занимают места, чтобы быть ближе к сцене, к артистам.

Фестиваль реально помогает формировать аудиторию: воспитание и просвещение – одна из его функций. Но кроме того мы поняли, что идея open air в Рязанском кремле оказалась привлекательной не только для жителей региона: туристические фирмы активно включают его в свои программы.

ЕК Какова концепция «Кремлевских вечеров»?

МК В своей основе фестиваль посвящен русской культуре, русской музыке. Этот замысел неизменен. В этом году главным героем стал Рахманинов, его личность, творчество, художественные связи – этим темам посвящены события всех трех дней. Хочу заметить, что до пандемии фестиваль мы начинали даже 6 июня, в день рождения Пушкина, и завершали в День России. Теперь количество дней уменьшилось, но программа не стала от этого менее насыщенной – есть и вечерние концерты, и дневные. Кроме того, сделан новый шаг – увеличилось количество площадок, проходят лекции, камерные и хоровые концерты: это и храмы, и внутренний дворик Кремля, и – в случае дождя – Дворец Олега. Так что фестиваль живет, развивается, люди его очень ждут.

Подчеркну, что все мероприятия фестиваля абсолютно бесплатные, а территория Кремля позволяет вместить огромное количество посетителей.

В Рязани готовятся к открытию фестиваля искусств в кремле

ЕК Очень важно, что фестиваль имеет такую историю и заточен на продвижение традиционных духовных ценностей. А как бы вы в целом оценили роль академической музыки, культуры в Рязанской области?

МК Наше достояние – филармония, обладающая замечательными коллективами: это и Рязанский государственный академический русский народный хор имени Е.Попова, и Рязанский губернаторский симфонический оркестр – любимец нашей публики, и Рязанский камерный хор. Также активно работает недавно созданный Рязанский губернаторский камерный оркестр под руководством Сергея Проскурина.

Рязанцы очень любят академическую музыку, это подтверждают постоянно полные залы в нашей филармонии, очень востребованная программа абонементов для разных возрастов. Например, в 2022 году было продано почти 500 абонементов. У них даже названия связаны с академической классической музыкой. Например, «Великие фортепианные концерты», ProКЛАССИКУ, «Фортепианные вечера с Михаилом Лидским» и другие.

ЕК Есть ли у ваших артистов секреты, как привлечь слушателей в филармонию?

МК Конечно! Маэстро Сергей Оселков, руководитель Губернаторского симфонического оркестра, к примеру, формирует программы, привлекая интересных солистов, в том числе уроженцев Рязанской области, вышедших на всероссийскую орбиту и ставших признанными звездами. Нас поддерживает и Московская филармония, включая наши проекты в программу Министерства культуры «Всероссийские филармонические сезоны». Сотрудничаем и с Московской консерваторией.

Выпускники Музыкального колледжа имени Григория и Александра Пироговых учатся в творческих вузах страны, становятся лауреатами престижных конкурсов, и когда они возвращаются в Рязань, чтобы выступить с нашим симфоническим оркестром, то в зале аншлаг. Тут срабатывает чувство гордости за земляков, за наш регион.

ЕК А какова репертуарная политика?

МК Стараемся расширять рамки, приобщая не только к популярным названиям, но и к менее известным или даже сейчас забытым классическим произведениям. Был момент, когда почему-то в Рязани не пользовались успехом концерты пианистов. Но после того, как мы организовали и провели в 2019 году Международный фортепианный конкурс русской музыки, ситуация резко изменилась. В конкурсе принимали участие в том числе и ученики рязанских ДШИ, Музыкального колледжа: все это помогло привлечь внимание жителей региона к этому жанру.

Развиваем и другие направления, в частности хоровое. Наша Детская хоровая студия при Рязанском народном хоре отмечает сейчас 10-летие. Я как раз стояла у истоков ее создания, поскольку понимала, как важно готовить смену, чтобы было кому передавать наши традиции. Многие артисты Рязанского народного хора параллельно преподают, им есть чем поделиться с молодежью, и важно, когда дети выступают на одной сцене с профессионалами. Студия популярна, ребята много ездят с концертами, часто вместе с Рязанским народным хором. Даже выступали в Кремлевском Дворце съездов в Москве. В 2015 году, на волне движения Всероссийского хорового общества, в Рязанской филармонии был создан Камерный хор, специализирующийся на академическом репертуаре. В него частично вошли солисты Рязанского музыкального театра, которым хотелось попробовать себя и в ином формате. Также в нем поют преподаватели и студенты-хоровики нашего Музыкального колледжа. Коллектив, возглавляемый Алексеем Ракиным, востребован, они делают и сольные программы, и участвуют в сводных проектах, с симфоническим оркестром.

Назову наш выдающийся коллектив – Квартет русских инструментов «Парафраз». Еще будучи студенткой Музыкального колледжа, много ходила на их блистательные концерты. Впечатления незабываемые. Отмечу также тенденцию образования ансамблей внутри симфонического оркестра. Например, «Солисты Рязани», где объединились музыканты, которые стремятся исполнять камерную музыку. Люди хотят развиваться, и мы даем такую возможность.

ЕК Рязанская земля родила многих выдающихся деятелей культуры. Как их имена, наследие вписано в контекст сегодняшнего дня?

МК Вы правы, рязанская земля – Родина многих известных людей. Первым всегда называют имя Сергея Есенина – кстати, на его стихи написано немало песен и других вокальных сочинений. У нас нет его именного фестиваля, но на его малой родине ежегодно проходит фестиваль «Музыкальное лето в Константинове». Каждые выходные, начиная с 3 июня, можно послушать концерты с участием народных и академических коллективов и артистов. Мы обсуждали также с губернатором Рязанской области Павлом Малковым инициативу молодежи из «Движения первых», предложивших сделать молодежный проект в есенинском заповеднике. Договорились, что ребята смогут показать свои номера в рамках празднования дня рождения Есенина 3 октября. Это здорово, ведь приедут туда не только те, кто выступает, но и их близкие, друзья – так мы тоже работаем на расширение аудитории.

Также среди уроженцев Рязани – композитор Анатолий Новиков, в честь которого проводится фестиваль на его родине, в Скопине – интересном месте, известном еще и гончарными промыслами. Не забываем и Александра Александрова, Василия Агапкина: в их память проходят фестивали духовых оркестров.

ЕК Я бы назвала еще имя Клавдия Птицы, выдающегося хорового дирижера…

МК В позапрошлом году мы отмечали его юбилей в филармонии. У нас существует конкурс «Если душа родилась крылатой»: он объединяет детские хоровые коллективы и проходит в Новомичуринской детской школе искусств. Кроме того, в городке Сасово в Рязанской области проводится фестиваль имени Александра Аверкина, куда съезжаются разные коллективы – наш Рязанский хор, военные оркестры, Ансамбль имени Александрова… Там находится единственный в России Музей русской песни. Ждем в этом году на фестиваль генерального директора Российского национального музея музыки Михаила Брызгалова, поскольку он взял шефство над нашими музыкальными музеями – в Сасово и в селе Новоселки, где родились оперные певцы братья Пироговы. Сохранился дом этой уникальной семьи, давшей четырех басов, певших в Большом театре. Наш Музыкальный колледж носит имена двух братьев – Александра и Григория Пироговых. Ежегодно проводим музыкальный праздник в их честь, а также раз в три года – вокальный конкурс. В нем могут участвовать как юные вокалисты из детских музыкальных школ, так и студенты колледжей и вузов, занимающиеся академическим пением. Ближайший конкурс – в следующем году, и мы решили сделать финальный гала-концерт на сцене Рязанского музыкального театра в сопровождении симфонического оркестра. Это вписывается в концепцию популяризации оперного жанра в Рязани. Поэтому и в «Кремлевские вечера» всегда включается опера в концертном исполнении, а в этом году – даже полноценная постановка. Даем оперу и в рамках «Форума древних городов» – еще одного open air фестиваля, проходящего в конце августа на разных площадках в Рязани.

В этом году намечен проект, связанный еще с одним нашим земляком – тоже певцом, солистом Большого театра Никандром Сергеевичем Ханаевым, уроженцем Сапожковского района. Это фестиваль «Русская опера», где в планах на территории Рязанского кремля показать «Хованщину» Мусоргского – адаптированную постановку Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. К нам уже приезжал руководитель оперной труппы МАМТ и режиссер спектакля Александр Титель. Он изучал площадку, так как предполагается, что будет построена огромная сцена на 16 на 16 метров, и декорации будут вписаны в интерьеры Кремля, в том числе будет задействовано гульбище вокруг Успенского собора. Оперный фестиваль – новая ступень развития интереса к академической музыке в Рязанской области.

ЕК Вы упоминали проекты, связанные с детским творчеством. По всей стране открываются центры для одаренных детей, школы креативных индустрий. Как в Рязанской области обстоит с этим дело?

МК Актуальный вопрос. Министерство культуры РФ как раз сейчас приняло решение и утвердило перечень победителей – участников федерального проекта «Придумано в России» нацпроекта «Культура». И мы вошли в число победителей этого года. Заявка была от областной библиотеки имени Горького, и на ее базе в 2024 году откроется шесть студий Школы креативных индустрий. Учащиеся 5-11 классов смогут освоить современные специальности и научиться создавать проекты на стыке искусства и цифровых технологий: будут заниматься электронной музыкой, фото- и видеопроизводством, анимацией и 3D-графикой, изучать интерактивные цифровые технологии VR и AR. Для работы Школы будет приобретено техническое и технологическое оборудование. Ежегодно в Школе креативных индустрий будут заниматься не менее 60 человек в возрасте от 10 до 18 лет. Курс обучения составит от двух лет, и в дальнейшем молодые люди смогут применить полученные знания и умения для реализации творческих проектов в области культуры и искусства.

Есть и Центр поддержки одаренных детей. Для этого создана специальная команда из преподавателей Музыкального колледжа, которые в течение года проводят мастер-классы, объезжают областные ДШИ, выявляют юных талантливых деток и ведут их от первого до выпускного класса, взаимодействуют с родителями, преподавателями. А дальше ребята продолжают свое профессиональное образование в колледжах – либо у нас в Рязани, либо едут в другие города. Буквально вчера мы вручали дипломы нашим юным дарованиям: у нас есть ежегодные стипендии, который учредил губернатор Рязанской области для одаренных детей, их преподавателей и концертмейстеров, которые имеют в своем багаже победы на всероссийских и международных конкурсах.

ЕК Приятно общаться с таким погруженным в тему академической культуры министром. Но все же, есть ли какие-то отрасли, которые в Рязани нуждаются в особой поддержке, в развитии?

МК Стремимся, чтобы все сферы развивались гармонично. Тем более что федеральный нацпроект «Культура» дает хорошие возможности и для музеев, и для ремонта и модернизации Домов культур, детских школ искусств, которые мы оснащаем музыкальными инструментами. Отрадно, что Министерство культуры РФ сейчас запросило информацию о размерах финансирования для строительства новых школ. Ведь многие здания строились еще в советские годы, что-то мы ремонтируем, но есть необходимость в современных комплексах, способных вместить большее количество детей. Надеюсь, что решится и эта проблема. Активно развиваются и библиотеки. До недавнего времени это были просто пункты книговыдачи, теперь идет борьба за субсидии: муниципалитеты выстраиваются в очередь, чтобы войти во внутренний конкурс на модернизацию и создание модельных библиотек. В этом году поступило 24 заявки, а ведь начинали с трех-четырех в год. Считаю, что сейчас для культуры – золотой век, и мы все очень хотим, чтобы национальный проект продолжался и просим об этом президента России Владимира Путина.

ЕК Вы с начала своей профессиональной карьеры связаны с музыкой: окончили Рязанский музыкальный колледж как пианистка, потом преподавали. Не скучаете по творчеству?

МК Скучаю, конечно! Но жизнь так сложилась, что пригласили вначале руководителем Управления культуры Михайловского района, потом работала в Рязанском министерстве культуры, была директором филармонии, возглавляла Центр развития культуры…

ЕК Пройдены все ступени и есть знание изнутри, как работает вся система…

МК Да, совершенно верно. Но стараюсь не забывать первую профессию, дома стоит фортепиано, если остается минутка, то обязательно занимаюсь. По утрам, когда собираюсь на работу, слушаю образовательные лекции. Например, прекрасно говорит о музыке профессор Московской консерватории Иван Соколов. Бывает, что на некоторых мероприятиях меня просят что-то сыграть или саккомпанировать. Может быть, для экзотики (улыбается).

ЕК Ваш любимый композитор?

МК Конечно, люблю Рахманинова – его музыкальные моменты, этюды-картины, Второй и Третий фортепианные концерты. Безусловно, Петр Ильич Чайковский, его «Времена года». В свое время на дипломном концерте играла Фортепианный концерт Римского-Корсакова, так что к этому композитору – особые чувства. Я вообще люблю русскую музыку, она близка мне своей широтой, напевностью, картинностью.