Фавориты конкурса Чайковского Мнение

Фавориты конкурса Чайковского

Редакция журнала «Музыкальная жизнь» обсуждает будущих конкурсантов

Пока все замерли в ожидании официального списка участников Международного конкурса имени П. И. Чайковского, телеграм-каналы начали публиковать списки потенциальных конкурсантов, основываясь на составе артистов серии концертов «Навстречу XVII Международному конкурсу имени Чайковского». Ее с апреля проводит Московская консерватория: в афишу включены те, от кого Оргкомитет получил заявки.

Попробуем сделать прогноз и оценить предполагаемую картину. Среди российских пианистов собраны солидные силы. Высокий рейтинг у Александра Ключко, выигравшего Первый Международный конкурс имени Рахманинова. Его достойный противник – Валентин Малинин, в чей послужной список входит  Гран-при III Московского международного конкурса пианистов Владимира Крайнева, а также первые места на 25-м Международном конкурсе имени А. Скрябина (Италия, 2023), 62-го Международного конкурса пианистов в Хаэне (Испания, 2021). Плюс обоих еще и в том, что они – лауреаты  Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition Дениса Мацуева. Рядом с ними – Константин Хачикян, лауреат мацуевского Astana piano passion и Рахманиновского конкурса, и только что – победитель Всероссийского конкурса, по условиям которого он может участвовать в конкурсе Чайковского без отбора по видео. Пианист много концертирует по России, выступает с лучшими оркестрами и дирижерами. Какие «очки» принесет ему конкурс Чайковского? Разве что нервные затраты компенсируются в денежном эквиваленте. В условном списке и обладатель третьей премии Всероссийского конкурса Тимофей Доля, а также два представителя Китая, изучающие секреты русской фортепианной школы – Юнь Сюйхуа и Цзэн Цзыцзин.

Среди скрипачей в явных фаворитах победитель Всероссийского конкурса Михаил Усов, Даниил Коган, внук легендарного Леонида Когана, который в советское время был и членом жюри, и председателем конкурса Чайковского. Школа Эдуарда Грача, традиционно выставляющего мощнейших скрипачей со стальными нервами будет представлена опытной Еленой Таросян и молодой виртуозкой Агашей Григорьевой (она рискованно играла все 24 каприса Паганини в один вечер).

Думается, многие поставят и на Леонида Железного: на прошлом конкурсе он не вышел в финал, но ярко заявил о себе и за четыре годы сумел сделать себе имя. Аналогичная ситуация и с Равилем Ислямовым: как мы помним, его в 2019 году даже пригласили принять участие в гала-концерте лауреатов в Мариинском театре, хотя на самом XVI конкурсе Чайковского дальше полуфинала не пропустили. Скорее всего, мы встретим в списке претендентов Ивана Наборщикова, Марию Лундину, Анну Савкину. В Московской консерватории учатся крепкие иностранные музыканты, так что Кокоро Имагава с большей степенью вероятности также будет участвовать по крайней мере в первом туре.

У виолончелистов от России можем предложить такой список, прежде всего включающий всех лауреатов Всероссийского конкурса 2022. Мария Зайцева и Василий Степанов – широко концертирующие музыканты, Арсений Безносиков (младший брат прекрасного скрипача и дирижера Федора Безносикова) и Илья Михайлов, у которого активности резко пошли в гору после того, как он стал участником программ Санкт-Петербургского Дома музыки. Московская консерватория предоставила право обыграться Софье Хускивадзе-Деевой и Даниле Владыко.

Интересный расклад может быть на состязании у деревянных духовых. В списках мы можем увидеть представителей известных артистических династий: гобоистов Федора Освера, Аглаю Голубеву, кларнетиста Алексея Вовченко, фаготиста Максима Катенина.

Кафедра медных духовых Московской консерватории выставила команду, включающую таких музыкантов как Дмитрий Синчинов (труба), Степан Бачевич (труба), Дмитрий Соколик (тромбон), Николай Кондрашов (тромбон), Александр Болдырь (валторна), Илья Гурьев (туба). Посмотрим, кого выставит Мариинский театр, и доедет ли к нам кто-то из зарубежья.

В вокальных списках «официально» значатся три имени. О сопрано Анастасии Солдатенковой в интернете минимум информации: она участвовала в таких международных вокальных конкурсах, как «Санкт-Петербург» и конкурс Елены Образцовой. Лада Меркульева, напротив, достаточно известна, хотя еще только заканчивает Московскую консерваторию под руководством Хиблы Герзмава. С июня 2022 она стала солистка Камерной сцены имени Б. А. Покровского Большого театра, дебютировала в партии Царицы ночи в опере «Волшебная флейта» Моцарта. Баритон Кирилл Комаров в 2020 году окончил Московскую Консерваторию (класс Анатолия Лошака) и продолжил обучение в Центре оперного пения Галины Вишневской, а также он оказался одним из немногих со всей страны, кто прошел серьезный отбор и стал участником проекта Дмитрия Корчака «Оперный класс».

Увы, главную интригу вокального состязания афиша проекта «Навстречу конкурсу Чайковского» не раскрывает. Практически неизвестны имена иностранных участников, без которых пока невозможно предположить уровень и контекст конкурса. Телеграм-каналы называют еще несколько возможных участников: Мария Мальцева (сопрано), Карина Ховалыг (сопрано), Анна Прилепко (меццо-сопрано), Валерий Макаров (тенор), Ма Жуй (тенор, Китай).

У редакции «Музыкальной жизни» есть небольшой инсайд: среди участников мы увидим сразу нескольких артистов Молодежной оперной программы Большого театра. Напомним, что четыре года назад звездами конкурса стали теперь уже выпускники программы, представляющие Россию на главных сценах мира – победила Мария Баракова, призовое место взяла Мария Мотолыгина.

Конкурс Чайковского начнется 19 июня и продлится до 1 июля. Организаторы обещают в ближайшее время обнародовать списки участников и членов жюри по всем номинациям, а также прокомментировать причины столь долгого сохранения интриги.

Пусть больше не повторится Мнение

Пусть больше не повторится

Теракт в «Крокус Сити Холле» потряс всю страну

Склад, апартаменты, храм Мнение

Склад, апартаменты, храм

В Большом театре состоялась премьера оперы Верди «Луиза Миллер»

РЕНЕССАНС СОВРЕМЕННОСТИ Мнение

РЕНЕССАНС СОВРЕМЕННОСТИ

Зачем современному композитору использовать драматургию и стиль прошлой эпохи?

Снег не знал и падал Мнение

Снег не знал и падал

«Севильский цирюльник»: впечатления через тринадцать лет спустя после премьеры. Взгляд участника «Журналистских читок».