GOTHIC VOICES <br>WITH ANDREW LAWRENCE-KING <br>THE SPLENDOUR OF FLORENCE <br>WITH A BURGUNDIAN RESONANCE <br>LINN RECORDS Релизы

GOTHIC VOICES
WITH ANDREW LAWRENCE-KING
THE SPLENDOUR OF FLORENCE
WITH A BURGUNDIAN RESONANCE
LINN RECORDS

В XV веке богатое Бургундское герцогство, включавшее в себя значительную часть территории современной Франции и Нидерландов, стало одним из главных центров притяжения. Стремление бургундских герцогов произвести впечатление на Европу заставляло их вкладывать большие средства в культуру, что привело к появлению франко-фламандской композиторской школы, фактически определившей облик музыкального Ренессанса. Другим, более южным центром притяжения и самым известным символом Возрождения являлась Флоренция, которой управляла семья Медичи.

Новый альбом британского ансамбля Gothic Voices в коллаборации с Эндрю Лоуренсом-Кингом обращается к творчеству бургундских композиторов разных поколений и фокусируется на произведениях, посвященных Флоренции. Наиболее представлен (пять сочинений) самый старший из них — Гийом Дюфаи, чья музыка еще сохраняет многие средневековые черты. Значительное место на пластинке занимают и григорианские хоралы, которые обильно цитируют композиторы франко-фламандской школы. Музыка Йоханнеса Окегема также довольно заметна (три сочинения), остальным авторам — Бюнуа, Тинкторису, Карону, Агриколе, Гизегему и Комперу — принадлежат 1–2 сочинения.

К достоинствам альбома можно отнести не только осмысленную и выдержанную концепцию, но и необычный состав — вокальный ансамбль и арфа, который хоть и является исторически достоверным, но современными музыкантами используется крайне редко, гораздо чаще можно услышать голоса с лютней или инструментальным ансамблем. В одних сочинениях арфа дублирует вокал целиком; в других — полностью заменяет всех певцов, кроме одного, предоставляя ему соло; в третьих — играет переложение, превращая вокальную композицию в инструментальную. Лоуренс-Кинг украшает альбом своей игрой, но не перетягивает на себя внимание. Основная роль, конечно, принадлежит вокальному ансамблю: их ровные голоса отлично сочетаются друг с другом, чувствуется многолетний опыт работы с музыкой Средневековья и Возрождения.

И если по качеству звука нет никаких нареканий, то к выбранным темпам есть вопросы. В некоторых местах они ощущаются как слишком медленные, как тяжелый степенный шаг, что иногда даже разрушает форму. Так и хочется придать музыке внутреннего движения, немного ускориться. К сожалению, стоит отметить и малую содержательность буклета, например, не указаны разновидности арф, на которых играет Лоуренс-Кинг. Во время прослушивания альбома в одних местах можно явно услышать характерное дребезжащее звучание готической арфы, а в других даже спутать арфу с низким струнно-смычковым инструментом. Но понять, что конкретно звучит в том или ином произведении, нет никакой возможности.

Впрочем, эти небольшие недостатки не портят общего впечатления. Подобно тому, как тема открывающего альбом хорала цитируется в заключительной композиции Nuper rosarum flores Дюфаи, написанной в честь освящения купола Флорентийского собора, так и мы в конце рекомендуем вернуться к началу и послушать альбом полностью — эта работа определенно заслуживает вашего внимания.