ANTHONY PATERAS <br>A DREAD OF VOIDS <br>ANOTHER TIMBRE Релизы

ANTHONY PATERAS
A DREAD OF VOIDS
ANOTHER TIMBRE

На британском лейбле Another Timbre вышел новый диск A Dread of Voids композитора, пианиста и электронщика Энтони Патераса — музыканта, комфортно существующего без жесткой привязки к единому жанру или тегу. Патерас родился и вырос в австралийском Мельбурне, где брал уроки фортепиано, а в подростковом возрасте много играл в группах. Позже он учился композиции в разных университетах Австралии и писал музыку к фильмам, которые показывали на Каннском фестивале. Его сочинения номинировали три раза на APRA Awards — австралийский аналог «Грэмми».

Открывает диск 20-минутная Patterned Language — пьеса, чарующие звуки которой становятся более хрупкими, взбираясь все выше по лестнице звуковысотности. Эта музыка живет без пауз, часто кружась в одном гармоническом поле, пока один из инструментов внезапно не сыграет новую ноту, которая потянет за собой весь ансамбль в новое состояние. Медитативный, успокаивающий стазис достигается с помощью хаотичной переклички инструментов: двух скрипок, контрабаса, гитары, фортепиано, челесты и электронных синусоидальных волн (на этой записи композитор отвечает за последние три инструмента). Тут вспоминается недавно вышедшая (тоже на Another Timbre) пьеса шведа Магнуса Гранберга Evening Star, Vesper Bell, которая устроена по похожему принципу, но вызывает в воображении монохромные и меланхоличные картинки. Атмосфера Patterned Language скорее же похожа на беззаботный минимализм в духе ранних работ Терри Райли, только без главного стилистического стержня — строгого повторения нотного материала.

Атмосфера второй 32-минутной и одноименной альбому пьесы A Dread of Voids полностью соответствует названию, которое можно было бы перевести как «Страх пустоты». Сочинение состоит лишь из небольших протяжных фраз, начинающихся либо с запева вокалистки Джессики Асоди, либо с «запева» одного из инструментов — контрабаса, бас-кларнета, бас-флейты и фортепиано. Остальные же участники либо вторят первопроходцу, копируя его тембр и высоту, либо создают поразительную и статичную гармонию, которая, будто розовое сияние солнца при закате, растворяется в пустой сумеречной дали. Каждый такой запев отделяется от следующего небольшой паузой — именно той самой пустотой, благодаря которой музыкальные столкновения вокалистки с инструменталистами становятся еще более ощутимыми и тяжелыми.

Краеугольная черта такого типа музыки — повторение материала с небольшими изменениями на протяжении длительного времени. Интересно наблюдать, как эта характеристика все больше становится частью мейнстрима современной композиции. Как тут не отметить истинного первопроходца жанра — Мортона Фелдмана и его поздний период, например, 80-минутную Piano and String Quartet, которая концептуально совпадает с A Dread of Voids. Но насколько успешной может быть такая эксплуатация постфелдмановской эстетики, прочно закрепляющейся в мире современной музыки и уж точно на лейбле Another Timbre? Есть внушительное количество получасовых пьес, у которых не получалось действительно увлечь слушателя одними повторениями и вариациями.

К счастью, в случае Патераса такой вопрос совсем не возникает: музыка этого релиза наделена собственным характером и яркой выразительностью, которая легко считывается при первом прослушивании. Нежные инструментальные переклички первого сочинения и застывшие гармонии второго с легкостью могут увлечь воображение слушателя, заставляя замечтаться о чем-то хорошем.