Рассечь воздух и взмахнуть События

Рассечь воздух и взмахнуть

В Белгороде прошел Всероссийский парад дирижеров оркестров народных инструментов

31 дирижер, три дня нон-стоп событий фестиваля, несколько десятков прозвучавших музыкальных произведений – таков впечатляющий итог смотра, проведенного у южной границы нашей страны.

В последние годы заметно активизировалось внимание музыкальной общественности к современному академическому исполнительству на русских народных инструментах: ежегодно проходит немало различных творческих состязаний как исполнителей-солистов, ансамблей, так и оркестровых коллективов. Одной из самых значительных акций подобного рода стал «Парад дирижеров», организованный по инициативе одного из наиболее ярких руководителей русских народных оркестров России, президента Ассоциации дирижеров профессиональных оркестров народных инструментов Евгения Алешникова. Он уже на протяжении многих лет возглавляет один из крупнейших коллективов России – Белгородский академический русский оркестр Белгородской государственной филармонии. Парад дирижеров состоялся в шестой раз и был реализован с использованием гранта, предоставленного «Российским фондом культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

В нынешнем 2023 году, когда перед нашим обществом особенно остро стоит задача сохранения этических и эстетических ценностей многонационального народа России, «Всероссийский парад дирижеров» выглядел особенно масштабно. Достаточно хотя бы упомянуть, что на этом замечательном празднике концертных народных инструментов России приняли участие более 30 дирижёров профессиональных оркестров национальных инструментов России, а также известные артисты, крупные ученые и выдающиеся педагоги музыкальных вузов и средних специальных учебных заведений.

С невероятной нагрузкой блестяще справился Белгородский академический русский оркестр – базовый коллектив фестиваля, с которым работали лучшие руководители оркестров национальных инструментов нашей страны – от Якутии и до Петрозаводска, а также гость из Республики Беларусь. Надолго осталось в памяти, например выступление оркестра под управлением таких музыкантов, как руководитель Череповецкого губернаторского русского народного оркестра Галина Перевозникова, с необычайным эмоциональным подъемом и композиционной стройностью исполнившая аранжировку для русского оркестра романса С. Рахманинова «Весенние воды», как дирижер Тамбовского оркестра русских народных инструментов, Юрий Храмов, вдохновенно трактовавший пьесу Г. Фрида «Уснули поля под туманами» из цикла «Пять русских пьес». Несомненно, запомнится слушателям также пьеса А. Бызова «Ярмарка» под управлением заслуженного деятеля искусств республики Крым Валентина Лобанова (Симферополь), темпераментное исполнение на осетинской гармонике (солист – Мурат Малкаров) с оркестром под управлением дирижера из Нальчика Вячеслава Лопатина пьесы Т. Кулиева «Лезгинка».

Вдохновенное импровизационное искусство обнаружилось в пьесе Андрея Иванова «Фиеста», которая прозвучала в виртуозном исполнении автора на джазовом контрабасе вместе с одной из лучших современных домристок, солисткой Государственного русского народного оркестра имени Н.П. Осипова Екатериной Мочаловой (Москва). Словом, в одной рецензии даже перечислить невозможно всех участников этого вдохновенного, надолго остающегося в памяти концерта…

Вместе с тем мне хотелось бы сразу подчеркнуть, что Белгородский оркестр настолько чутко реагировал на малейшие жесты и пожелания каждого из выступивших в этом концерте 31 дирижера, звучал настолько высокохудожественно, что у слушателей складывалось впечатление, будто репетиции к этому гала-концерту проводились на протяжении многих месяцев каждым из выступавших маэстро. А ведь на самом деле, согласно регламенту фестиваля, на репетиционную подготовку концертной программы с Белгородским оркестром, каждому из них отводилось не более получаса! Все это уже свидетельствовало о необычайном мастерстве как самих представителей дирижерского искусства, так и о высочайшей квалификации оркестрантов белгородского коллектива, выпестованных его художественным руководителем и главным дирижером – Е.А. Алешниковым, по моему мнению, одним из лучших современных отечественных представителей дирижерского искусства, человеком необычайного таланта, трудолюбия и несгибаемой творческой воли!

Гости вечера смогли воочию удостовериться, насколько кардинально может измениться оркестровое звучание под управлением разных маэстро, с их контрастными исполнительскими стилями, с самыми разнообразными творческими устремлениями и художественными взглядами. Вместе с тем были широко представлены также и солирующие инструменты, причем как привычные и знакомые широкой публике – такие, например, как баян, балалайка, домра, гусли звончатые, так и весьма экзотические – греческий бузуки, аргентинский бандонеон, балалайка-контрабас, кавказская гармоника. Достаточно хотя бы упомянуть, что этот концерт отличался также необычайной масштабностью – по сути это был марафон, продолжавшийся почти пять часов!

Нельзя не отметить и состоявшийся на сцене Большого зала Белгородской филармонии вдохновенный концерт «Катя-Катерина», в котором свое мастерство высочайшего класса показали две московские исполнительницы –пианистка Екатерина Мечетина и уже упомянутая домристка Екатерина Мочалова. Исполненные ими сочинения П. Чайковского, А. Алябьева, С. Рахманинова, Е. Цимбалиста, а также созданные для домры с фортепиано произведения А. Чайковского, К. Бодрова и особенно соната для домры и фортепиано Е. Подгайца «2022 год», произвели поистине неизгладимое впечатление на слушателей. Дуэт звучал настолько слаженно, что воспринимался многочисленным слушателями как единый, неразрывный художественный организм высочайшего художественного уровня.

Запомнились на этом празднике концертного народно-инструментального искусства также многочисленные мастер-классы – Екатерины Мочаловой, Михаила Тоцкого из Петрозаводска, не только замечательного дирижера оркестра русских народных инструментов «Онего» Карельской государственной филармонии, но и одного из лучших в стране исполнителей на бандонеоне, а также Крикора Хурдаяна, профессора Ростовской консерватории, дирижера русского оркестра «Дон» Ростовской областной филармонии, Дмитрия Калинина, художественного руководителя и дирижера оркестра «Русский стиль» из Москвы. Надолго останутся в памяти также творческие встречи с главным дирижером оркестра имени Н.П. Осипова Владимиром Андроповым, с главным дирижером Губернаторского оркестра русских народных инструментов Вологодской филармонии Галиной Перевозниковой.

Кроме того в Органном зале филармонии прошла «Ярмарка солистов», на которой молодые исполнители на народных инструментах выступали со своими сольными программами. Также впервые состоялась «Ярмарка вакансий» оркестров народных инструментов, благодаря которой у музыкантов появилась возможность перспективы трудоустройства в различные профессиональные оркестры страны.

Особенно хотелось бы упомянуть состоявшуюся в рамках фестиваля «Парад дирижеров» III Международную научно-практическую конференцию «Народные инструменты в XXI веке: проблемы сольного, оркестрового и дирижёрского исполнительства». Здесь были поставлены ныне очень актуальные вопросы более точного определения самого социального статуса оркестров русских инструментов, ибо на практике даже среди деятелей искусства высокого уровня их очень часто путают с коллективами фольклорного плана, о проблемах совершенствования профессиональной подготовки дирижеров оркестров национальных инструментов, в немалой степени русских оркестров, о необходимости заметной активизации композиторского творчества в этом важнейшем жанре музыкальной культуры и ее более интенсивной концертной пропаганды, о более активном обмене яркими произведениями из репертуара оркестров между различными творческими коллективами и ряде других животрепещущих в наши дни вопросов.

Словом, Всероссийский парад дирижеров в Белгороде, несомненно, стал подлинным праздником современного народно-оркестрового искусства. О его масштабах может свидетельствовать уже хотя бы то, что в этом году его мероприятия в стенах Белгородской государственной филармонии посетили более двух с половиной тысяч человек!

Все это позволяет с полным основанием надеяться, что нынешняя творческая акция в Белгороде «Всероссийский парад дирижеров оркестров народных инструментов» сможет стать важнейшим стимулом для дальнейшего успешного развития отечественного народно-оркестрового искусства – важнейшего жанра в решении актуальнейших задач демократизации всей отечественной музыкальной культуры.

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»

Царь иудейский События

Царь иудейский

Йорн Бойзен продирижировал в Москве собственной реконструкцией «Страстей по Марку»