Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского исполнит в Зале Чайковского «Королеву фей» Пёрселла

24.09.2023
Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского исполнит в Зале Чайковского «Королеву фей» Пёрселла

Ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского за 15 лет существования и плодотворной работы завоевал репутацию одного самых интересных и авторитетных интерпретаторов музыки барокко. 27 сентября в Зале Чайковского они познакомят слушателей с самобытной традицией английского музыкального театра XVII века. Полная музыкальная партитура семи-оперы Пёрселла «Королева фей» прозвучит на исторических инструментах.

«Королева фей» была написана в 1692 году на основе «Сна в летнюю ночь» Шекспира и приурочена к 15-летию брака королевы Марии II и Вильгельма III Оранского. Она знакомит нас с самобытной традицией музыкального театра эпохи Реставрации: большая часть текста — это собственно пьеса, которую разыгрывают драматические актеры, а в конце каждого акта следует развернутый музыкальный дивертисмент с вокальными номерами, танцами и хорами, к действию прямого отношения не имеющий. В «Королеве фей» не поют ни Тесей, ни афинские влюбленные, ни Оберон, ни Титания, ни мастеровые, ни даже Пирам с Фисбой; пение — удел вставных или третьестепенных персонажей.

Подобно тому, как в пьесе свободно смешаны лирика, фантастика и комедия, в семи-опере Перселла причудливо соседствуют пьяный поэт и аллегория Ночи, времена года рассказывают о себе в ариях, китайцы поют о радостях жизни, а обезьяны пляшут, как люди. Музыка «Королевы фей» производит впечатление невероятного разнообразия и великолепия: вокальные номера в скупом сопровождении генерал-баса и арии с пышным аккомпанементом, хоры, калейдоскопичные балетные интерлюдии, инструментальные «мотивы актов», завершающие каждое действие. В отличие от камерных «Дидоны и Энея», композитор не скупился на инструментальные краски, введя в партитуру фаготы, гобои, флейты и трубы с литаврами.

Долгое время партитура «Королевы фей» считалась утерянной и лишь в начале ХХ века была открыта заново. Возрожденная семи-опера чаще звучит на концертной сцене: если ее исполнение в традициях XVII века теперь вызывает сомнения, то исключительные достоинства музыки Перселла безусловны.

В 2017 году Филипп Чижевский и Questa Musica впервые исполнили в России всю музыку «Королевы фей» Пёрселла на исторических инструментах. Сочинение, созданное в жанре семи-оперы, знакомит публику с уникальной традицией английского музыкального театра XVII века. Сегодня Филипп Чижевский и Questa Musica — одни из лидеров аутентичного исполнительства в России, и их новое обращение к шедевру Пёрселла обещает новые открытия.