ENSEMBLE NIKEL <br>RADIO WORKS <br>BANDCAMP Релизы

ENSEMBLE NIKEL 
RADIO WORKS 
BANDCAMP

Ensemble Nikel, безусловно, один из самых передовых квартетов в мире современной музыки. И дело не столько в опытных и талантливых музыкантах, чьи выступления воодушевляют публику, заставляя ее нервно ерзать на стульях, сколько в инструментальном составе, который до недавних пор считался достаточно необычным. Более того, для фортепиано, электрогитары, саксофона и перкуссии попросту не было написано ни страницы нот до момента создания ансамбля в 2006 году. Таким образом, весь репертуар квартета — специально созданные под заказ пьесы, сочетающие электронный звук с акустическим.

В третьем альбоме, Radio Works, тематическим лейт­мотивом является важная роль радиовещательных компаний, повлиявших на создание и распространение новаторской музыки. После Второй мировой вой­ны европейские радиостанции и их технически оснащенные студии были пристанищем различных музыкальных экспериментов: достаточно вспомнить elektronische Musik Карлхайнца Штокхаузена и musique concrète Пьера Шеффера. Nikel продолжает эстафету в этой исторической традиции поддержки музыкантов: все четыре пьесы были написаны по заказу различных европейских радиостанций.

Открывает релиз музыка менее известных композиторов. Пьеса Aiguilles Сильвена Марти начинается с напряженных повторяющихся звуков, которые напоминают электронную музыку прошлого столетия, созданную в тех самых радиостудиях. Шорохи, постукивания, диссонантные аккорды и гул электрогитары — все сливается в единый звуковой шквал, создаваемый исполнителями без устали на протяжении десяти минут. Звуки этой тембровой бойни увлекательны, но цель их логического развития не всегда ясна.

В отличие от первого сочинения, пьеса Ext.The Woods.Night Дидем Джошкунсевен спокойна и разворачивается в более медленном темпе. Нежные и сладкие звуковые волны приливают и отливают, заставляя замирать в ожидании и гадать, как изменится траектория этих волн. Постепенные преобразования придают этой музыке нужную асимметрию, не давая наскучить за тринадцать с небольшим минут. Она развивается и обрастает новыми созвучиями, ласкающими перепонки слушателя, будто целебный звуковой бальзам. Приглушенное и мечущееся соло саксофона на фоне этих звуковых волн звучит очень необычно и свежо.

Неугомонный звуковой мир пьесы Sonic Leak Хуэйхуэй Чэн возвращает альбом к более бодрому и напряженному состоянию. Отрывистые звуковые кусочки складываются в причудливый пазл с отголосками модернистской эстетики прошлого столетия. Музыка сбивается, падает, снова встает и пытается добежать до конца. Легкое замешательство, присущее первой пьесе диска, обнаруживается и в этом сочинении.

Nikel оставляет на десерт пьесу Minor Characters более известных Мэттью Шломовица и Дженнифер Уолш. Эта десятиминутная версия — зародыш часовой сценической версии, премьера которой состоялась на недавно прошедших Летних курсах в Дармштадте и получила высокую оценку публики и критиков. Максимальная театрализованность чувствуется даже на аудио­записи в яркой и искренней вокальной подаче Уолш. Музыка представ­ляет собой песенный цикл, напоминающий выступление в кабаре: суетливые и полные драйва шлягеры вместе с нежными и лирическими балладами повествуют о реалиях жизни в интернете, задаются вопросами престижа NFT-артефактов и рассказывают о нюансах церемонии экзорцизма в Ирландии. Этот мастерски сочиненный и исполненный эклектичный коктейль, состоящий из разных жанров, а иногда выходящий за жанровость как таковую, — отличное завершение релиза, в котором каждый сможет найти ­что-то для себя.