The Unreleased Masters <br>Jessye Norman <br>Decca Релизы

The Unreleased Masters
Jessye Norman
Decca

Прошло уже четыре года со дня смерти Джесси Норман, но ее неохватное наследие только сейчас постепенно предстает в своем величии. 20 ноября выйдет полное собрание ее студийных записей, и скромный альбом с ранее не выпущенными перформансами. Он мог бы затеряться на фоне комплекта из более чем сорока CD и трех DVD-дисков. Мог бы, если бы не исключительность, в целом присущая всей натуре Норман, сверкнувшей в относительно короткой, но удивляющей компиляции.

Поклонники знают, что дива была близка к безупречности во всех исполненных ею партиях, во всем репертуаре от Пёрселла до спиричуэлс, но в ее коронном немецком романтическом наследии есть лакуны, которые она сознательно обходила стороной: Брунгильда и Изольда, к большому сожалению, так и не стали ее главными достижениями, оставшись в звуко- и видеозаписи эффектными концертными номерами. Ее Liebestod с Караяном на последнем его концерте 1987 года до сих пор считается одним из лучших в истории. Так было до поры до времени, но сейчас представленный альбом дает нам возможность оценить одну из главных вагнеровских героинь в прочтении бесподобной Джесси, пусть и не целиком, а лишь в узловых моментах музыкальной драмы. Ирландская принцесса была записана певицей в 1998-м вместе с Куртом Мазуром и оркестром Гевандхауса. В это время певица уже медленно приближалась к закату карьеры, поэтому все ноты выше верхнего ля-бемоля оказались смазанными, но это ни на гран не умаляет силу интерпретации и целостности образа. Ее Изольда осталась верна себе с караяновских времен и сохранила в себе любовь и красоту как доминанты образа. Монолог из первого действия Wie lachend sie mir Lieder singen, обычно наполненный обидой, гордостью и непокорностью, уже с самого начала предвещает финальное просветление, словно никакого короля, ран и смерти не будет, как и любовного напитка. Не только потому, что в диск эти разделы не вошли, но и потому, что предельное внимание уделено преображению: здесь нет места для металла в голосе, каждая нота мягко и тепло тембрально окрашена, как умела это Норман, а безупречная фразировка приближается к недостижимому мастерству Марии Каллас.

В отличие от первого и третьего диска с практически неизвестными работами Гайдна, Берлиоза и Бриттена, на втором собраны ранее неизвестные исполнения «Четырех последних песен» Рихарда Штрауса и «Песен на стихи Матильды Везендонк» Вагнера, не раз украсивших собой альбомы и концерты звездного сопрано. Именно эти два цикла во всей полноте отражают искусство Джесси Норман: отточенность прочтения соединяется с вокальным совершенством, помноженным на два тотальным самоконтролем. Возможно, именно в последнем ее качестве — знаменитой стабильности — кроется и единственный недостаток. Многие исполнения как близнецы похожи на другие и лишены уникальности и едва уловимых случайностей, которыми так славились Каллас, Тебальди, Образцова и которые в эпоху тотальной доступности практически любой фонограммы становятся наиболее эстетически привлекательными и притягательными для слушателей и профессионалов. Всего лишь на двух раритетных пластинках 1951 и 1952 годов сохранились абсолютно неожиданные, не выписанные композитором истерические крики Тебальди во втором акте «Травиаты»: «No, no, Alfredo, no!» Всего раз Образцова перепутала слова в коронной «Невесте» Свиридова. Джесси Норман оставалась непоколебима, а ее интерпретации, как темно-бордовое пламя, остались прекрасны и холодны в своем совершенстве.