Призвано веселить и смешить События

Призвано веселить и смешить

Две одноактные детские оперы в театре «Зазеркалье»

О премьерах в этом петербургском музыкальном театре чаще пишут в связи с новыми спектаклями для взрослых. Между тем замечательные постановки для целевой аудитории также украшают афиши «Зазеркалья»: последняя премьера такого рода на большой сцене театра – диптих молодого композитора Ильи Партаса по наипопулярнейшим сказкам великого Андерсена. Взяв хрестоматийные истории, любимые детворой во всем мире и в России, конечно же, тоже, Партас сочинил две контрастные друг другу одноактовки, вместе охватывающие широкий круг тем, которые встают перед юными в полный рост. Таким образом, без нарочитой воспитательности, без излишнего назидания с детками ведется диалог о серьезных вещах – о любви, верности, дружбе, коварстве, глупости, эгоизме и так далее.

Первая опера – «Принцесса и свинопас». Ее доминирующая стихия – яркая комедийность, даже гротеск. Лирика представлена образом благородного и несколько меланхоличного Принца, но не она определяет строй партитуры – музыкально образы Императора, Принцессы, фрейлин и особенно свинок (их в опере целых шесть – мамы и детки) получились в целом ярче, выпуклее. Музыка Партаса богата мелодиями, ее язык – доступный слушателю с любым опытом, что немаловажно для детской аудитории, задача работы с которой как минимум – не оттолкнуть от сложного для восприятия оперного жанра. При этом партитура не лишена своеобразного гармонического изложения, что позволяет ей не выглядеть банально. Музыкальные номера перемежаются разговорными диалогами – структурно опера ближе к немецкому зингшпилю.

Спектакль по «Свинопасу» поставила Анна Снегова. Она умело подчеркнула стихию комедийного, насытив действо движением, танцем, шутками. Верными союзниками ей оказались балетмейстер-­постановщик Ольга Красных и особенно сценограф Мария Медведева, решившая визуальный образ спектакля в мультяшно-кукольной эстетике.

Разноцветные пирамидки, означающие императорский дворец, нелепые по цветовым сочетаниям наряды Принцессы и фрейлин, их карнавальные головные уборы – все призвано веселить и смешить, но, слава богу, нигде с этой веселостью не допущено перебора.

Из исполнителей стоит отметить яркого, харизматичного Александра Подмешальского (Император), на сто процентов отыгрывающую роль капризули и поющую звонким, умелым голосом Елену Попель (Принцесса), трио фрейлин – Ирину Горбачеву, Анну Смирнову и Екатерину Хоменчук. Юному Алексею Панасюку (Принц) еще очень не хватает вокальной школы – его пение удивляет своей «зеленостью».

Вторая часть диптиха – «Русалочка». Тут господствует стихия лирического, которая, как оказалось, дарованию композитора гораздо ближе. Нежные переливы русалочье-морской тематики реализованы в выразительной, красивой мелодике и богатой оркестровой фактуре – здесь неминуемо вспоминаются творения главного мариниста-классика русской оперы Римского-Корсакова. Драматические страницы, связанные с Морской ведьмой (зловещая сцена колдовства, затем – соблазнения Принца), также весьма удались, получились насыщенными, выразительными, даже пугающими. Музыкальное действо обрамляет разговорные сцены на берегу, у памятника знаменитой копенгагенской русалочке: мама и дочка, прогуливаясь по набережной, вспоминают грустную историю об обманутой любви. Опера, таким образом, несмотря на грустное окончание сказки (совсем не по-диснеевски Русалочка превращается в морскую пену), имеет условно позитивный финал: каждое утро у памятника неизвестно откуда появляются цветы… Постановка режиссера Марии Павельевой и сценографа Дарьи Здитовецкой отличается умелым и красивым воссозданием на сцене образа морской стихии, под стать романтической музыке оперы.

Главные поющие персонажи мини-оперы – Принц, Русалочка и Ведьма – замечательно воплощены молодыми артистами с хорошими голосами: яркий тенор Раиля Сафаргалиева, волнующее сопрано Екатерины Ефимовой и сочное, терпкое меццо Анны Смирновой составляют отличный ансамбль.

Музыкальный руководитель обеих одноактовок Петр Максимов ладно собирает ансамбли и проводит спектакль-диптих динамично, с воодушевлением, что неминуемо передается в зал: детвора заинтересованно реагирует на происходящее на сцене и шумно аплодирует в финале.

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады