Оркестр Musica viva запускает четвертый сезон цикла, посвященного произведениям Йозефа Гайдна

29.11.2023
Оркестр Musica viva запускает четвертый сезон цикла, посвященного произведениям Йозефа Гайдна

2 декабря концертом в Камерном зале Московского международного Дома музыки Московский камерный оркестр Musica viva во главе с Александром Рудиным открывает 4-й сезон цикла, посвященного инструментальным и оркестровым произведениям Йозефа Гайдна. Беспрецедентный, даже для Европы, многолетний моноцикл из произведений Гайдна – творческий эксперимент Musica viva и ММДМ. Он открывает для современного слушателя подчас неявную, не подчеркнутую, но поразительную глубину гениальной музыки композитора. В прошлых сезонах – Парижские и Лондонские симфонии, а также эпохи «Бури и натиска».  В этом сезоне – ранние симфонии и 3 центральные мессы – Paukenmesse, Nelson Mass, Theresienmesse. Фантазия, остроумие и изобретательность полностью соответствует жизнеутверждающему тонусу творений «папаши Гайдна» – жизнелюба и великого музыканта.

3 ранних симфонии Гайдна – Симфонии № 6  Ре-мажор  “Le Matin” (Утро),  До-мажор “Le Midi” (Полдень), № 8 Соль -мажор “Le Soir”(Вечер) по праву считаются жемчужинами в творчестве композитора. Они написаны молодым вице-капельмейстером семьи Эстергази Гайдном в 1761 году, который только что приступил к придворной службе. Автограф самого композитора уцелел только к “Полдню”, но многочисленные редакторские копии также подтверждают французские названия симфоний. Во всех 3-х симфониях явственно присутствуют черты барочного concerto grosso с солирующими концертирующими инструментами. Соло, написанные Гайдном в этих симфониях, по сей день содержат немалые исполнительские трудности, а  каждый из инструментов внутри небольшого ансамбля имеет свои небольшие соло. В начале 19 века эти три ранние симфонии оказались в тени славы поздних. Но это, кажется, только возбуждает интерес современных исполнителей к этим сочинениям Гайдна. И это не удивительно, потому что каждая из них – маленький шедевр.

Missa in tempore belli (англ. «Месса во время войны») или Paukenmesse, Месса с литаврами – называется так из-за необычайно интенсивного использования литавр.  Рукопись с автографом содержит заголовок «Missa in tempore belli», написанный рукой Гайдна. Гайдн написал мессу в 1796 году для большого оркестра, хора и 4х солистов, которые поют ансамблем, без сольных арий. В Европе бушевала война и в мессе отразились тревожные настроения того времени. Месса впервые была исполнена 26 декабря 1796 года в церкви Марии Треу в Вене. Гайдн был глубоко религиозным человеком, который добавлял слова «Хвала Богу» в конце каждой завершенной партитуры. Месса с литаврами (Paukenmesse) в период наивысшего расцвета и зрелости творчества Гайдна и стала одной из самых популярных из 14 месс композитора.